Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.


Объяснения некоторых христианских чудес

Какой силой сохраняются
нетленными тела "божьих угодников"?

Много существует церковных легенд о нетленных мощах "святых угодников". "Когда-то, при жизни, это были люди, тела которых ничем не отличались от тела обыкновенного человека,- говорят служители культа, но за праведную жизнь, за верность религии бог выделил их среди обычных смертных - он наделил их тела способностью вечно сохраняться в нетленном виде..."

Хорошо. Допустим, что все это так. Но почему в таком случае встречаются нетленные останки угодников не только христианской веры, но и других вероисповеданий: мусульман, язычников и т. д.? Как это можно увязать с религиозным учением о том, что истинным вероисповеданием может быть лишь только одно, а все остальные - ложные? Или бог с одинаковой легкостью наделяет нетленностью тела праведников любых религий? Но тогда почему он наделил не тленностью тела явных богоотступников и даже богохульников? Почему нередко находят нетленные тела различных животных: крыс, мышей и т. д.? Б самом деле, уж если бы нетленность праведников была делом рук божьих, то бог наверняка бы отличал нетленность их от нетленности богохульников и животных. Более того, всесильный сохранил бы тела своих угодников точно такими, какими они были при жизни. Но этого нет. Мощи "святых угодников"- это ссохшиеся ткани тела, очень мало чем напоминающие тело живого организма. Значит, дело тут вовсе не в сверхъестественных силах.

Наука доказала, что сохранение тел объясняется естественными причинами, точно так же, как сохранение "святой" воды и "освященных" яиц. Тело умершего не разлагается тогда, когда не могут развить своей деятельности гнилостные бактерии. В таких случаях тело ссыхается и после этого может пролежать нетленным очень долго. Так, тело может сохраниться, если оно находится в помещении с чрезвычайно сухим воздухом или в очень сухом грунте. Если же оно попадает в почву, омываемую водой, в которой много извести, то оно может даже окаменеть.

Когда люди выяснили причины, препятствующие разложению тела, они научились сами изготовлять мощи. Еще в далекие времена в Египте сохранялись нетленными тела царей - фараонов. Для этого из трупа удаляли внутренности, пропитывали специальными смолами и сам труп и ткани, в которые его обертывали. После такой обработки тело в сухом жарком климате Египта высыхало, превращалось в мумию. Мощи этих египетских "праведников" можно и сейчас видеть в музеях.

Способность тел при определенных условиях не разлагаться использовалась церковниками, которые нередко хоронили "угодников божьих" в таких местах, где они заведомо могли сохраниться (например, в Киево-Печерской лавре, в пещерах которой очень сухой грунт). Бывало, что уже обнаруженный факт "нетленности" тела какого-нибудь умершего служил поводом для возведения его в сан "святого угодника".

Мощи "божьих угодников" приносят изрядный доход церковникам. Например, в 1919 году только за девять месяцев обладатели мощей Троице-Сергиевой лавры от служения молебнов и продажи свечей у гробницы с мощами получили более 1400000 рублей.

Однако обзавестись мощами удавалось далеко не всегда. Тела почти всех "божьих угодников" после их смерти разлагались не хуже тел самых отчаянных "грешников". Поэтому-то духовенство и шло на массовую подделку "святых" мощей. Произведенные в первые годы Советской власти вскрытия мощей "божьих угодников" показали, как далеко зашли церковники в своем надувательстве верующих. Лишь в редких случаях в гробницах обнаруживались мумифицированные трупы. В подавляющем же большинстве случаев в украшенных драгоценностями гробницах, к которым с таким благоговением прикладывались тысячи верующих людей, пришедших поклониться святыне за многие сотни километров, лежали гайки, старое тряпье, восковые куклы, картонные ноги с натянутыми на них чулками. В общем, здесь можно было найти все, кроме мощей. Например, вместо мощей митрополита воронежского в гробнице лежало несколько костей, перчатки и мешок, набитый разной трухой. В гробнице Тихона Задонского обнаружили лишь полуистлевшие кости, картон, чулки, ботинки, вместо груди - железный каркас. "Нетленными мощами" Питирима в Тамбове оказались несколько костей и сделанный из воска череп.

Хочется спросить верующего человека, не является ли массовое шарлатанство, к которому прибегало духовенство при изготовлении мощей, худшим из всех видов надругательств над религиозными чувствами верующих людей?

Служители культа и сейчас всеми силами стараются оживить веру в "святые" мощи, тайну которых давно разоблачила наука, доказавшая, что мощи - это либо подделки священнослужителей, либо мумии, нетленность которых объясняется естественными причинами.

Рекомендуемая литература Белов А. В. Правда о православных "святых". М., 1968.

"Святая" вода и "освященные" яйца долго не портятся.
Можно ли это объяснить обычными причинами?

"Кто не знает, что обычная вода может быстро портиться. А вот возьмите эту воду и освятите в церкви. И тогда вы увидите, что она может простоять много лет и не испортиться. Разве это не верное доказательство того, что бог все же есть? С освящением вода обретает святую силу, которая и не дает ей испортиться" - так обычно говорят верующие.

Попробуем, однако, внимательнее присмотреться к "удивительному" поведению "святой" воды.

Прежде всего, вспомним, почему вообще портятся продукты. Происходит это в результате деятельности гнилостных бактерий, разлагающих органические вещества: белок яйца, мяса и т. д. Продукты приобретают неприятный запах, становятся негодными к употреблению.

Значит, гниение может быть только там, где, во-первых, есть гнилостные бактерии и, во-вторых, где есть благоприятные условия для развития их деятельности.

Зачерпните летом стакан воды из озера, реки. Вам может показаться, что вода чиста. В действительности это далеко не так. Взгляните на капельку этой воды через микроскоп, и вы убедитесь, что в ней буквально кишат мельчайшие микроорганизмы. Известно, что в одном кубическом сантиметре воды, взятой из реки по течению ниже населенного пункта, насчитывается до 100 тысяч различных микробов. В такой воде есть чему гнить. Поэтому, если хранить ее в теплом месте, она вскоре испортится, протухнет. Если же взять воду из родника, где почти нет микроорганизмов, то в такой воде и гнить-то нечему, поэтому она может долго не портиться.

Бывший кандидат богословия, отошедший ныне от религии, Евграф Дулуман, чтобы удостовериться, что "святая" вода ничем не отличается от обычной, налил однажды в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил ее. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была "освящена"!

А теперь вспомним, в какое время "святят" воду. Делается это зимой. Но ведь именно зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Вот почему вода, взятая зимой из реки, "освященная" и "неосвященная", хорошо сохраняется.

Чистая вода долго будет оставаться свежей, если мы ее будем хранить в чистой, плотно закупоренной посуде, то есть так, как хранят "святую" воду верующие. Если же мы оставим обычную или "освященную" воду открытой, то в нее из воздуха могут попасть микроорганизмы, растительные споры, они быстро разовьются, и тогда уже никакая "святость" не спасет воду от порчи.

Значит, и "неосвященная" вода может долго сохраняться, а "освященная" - скоро разлагаться.

Однако это еще не все: "святая" вода в церкви хранится в серебряных сосудах, а иногда в нее кладется еще и серебряный крест. А некоторые металлы, в том числе серебро, обладают удивительным свойством: если кусочек серебра хотя бы ненадолго опустить в воду, то микроорганизмы в этой воде вскоре погибнут. Заметьте, они погибнут не только тогда, когда мы погрузим в воду крест из этого металла, но и в том случае, если мы опустим в воду серебряную фигурку Будды, Мухаммеда или просто ложку. Значит, "сила божья" здесь ни при чем. Микробы погибают под действием особых частичек -ионов серебра, которые образуются при растворении металла в воде.

Ученые проделывали такой опыт: воду, зараженную большим количеством болезнетворных бактерий (возбудителей брюшного тифа, дизентерии и т. д.), насыщали серебром. В воде растворяли очень небольшое количество серебра, всего-навсего 0,5 миллиграмма (миллиграмм- одна тысячная доля грамма) на один литр. Однако этого было достаточно, чтобы уже через полчаса вода становилась стерильной, чистой, обезвреженной. Вводимые впоследствии в эту воду микроорганизмы погибали. Подобными "святыми" свойствами обладают и некоторые другие вещества, например дубильные, находящиеся в вербе. Поэтому если мы поместим веточку обычной, "неосвященной" вербы в стакан с водой, то тем самым тоже можем получить долго не портящуюся воду.

В настоящее время "серебряную" воду используют в медицине при лечении желудочно-кишечных заболеваний, воспалительных процессов и т. д. В ряде случаев лечение "серебряной" водой дает положительные результаты.

Получая "серебряную" воду, врачи не обращаются ни к силе "святых таинств", ни к "силе божьей". А вода по своим качествам получается все же не хуже, а лучше церковной. Приведем для примера один из способов получения такой воды. В сосуд с водой погружают два не касающихся друг друга серебряных стержня (электрода). Затем через них пропускают постоянный электрический ток. В результате один из стержней (анод) постепенно растворяется и вода обогащается серебром. Вот и весь секрет чудесных свойств "святой" воды.

А как насчет пасхальных яиц? Портятся они или нет? Были случаи, когда верующие, чтобы доказать, что "освященные" яйца не портятся, клали их даже за икону, а через год или два разбивали. И что же? Яйца, как правило, оказывались испорченными.

Значит, "освященные" пасхальные яйца не могут сохраняться дольше, чем обычные? Нет, этого мы сказать не можем. Дело в том, что пасхальные яйца, в отличие от обычных, окрашиваются луковичной шелухой и другими красками. А во время их окраски и хранения создаются такие условия, которые препятствуют быстрому разложению продукта. По этой причине "освященные" яйца могут сохраняться дольше обычного. Однако такое "освященное" яйцо сохраняется не дольше, чем "неосвященное", приготовленное тем же способом и сохраняющееся в точно таких же условиях.

Домохозяйки знают немало способов сохранять яйца свежими довольно длительное время, не пользуясь никакой божественной силой. Для этого они, например, покрывают скорлупу яйца жиром, то есть замазывают мельчайшие отверстия, имеющиеся в скорлупе, через которые в яйцо могли бы попадать микроорганизмы. То же самое де лают нередко и с пасхальными крашеными яйцами. Кроме того, известно, что в луке, как и в его шелухе, находятся особые вещества-фитонциды, которые сковывают развитие и деятельность микробов. Эти вещества могут проникать через мельчайшие, невидимые простым глазом отверстия в скорлупе яйца при его окраске. А покрывая поверхность белка, они могут создать неблагоприятные условия для гнилостных бактерий. Попробуйте у "освященного" яйца разбить скорлупу, разрушить поверхность белка и положить его в теплое влажное место, то есть создайте благоприятные условия для развития и деятельности гнилостных бактерий, и вы убедитесь, что яйцо быстро испортится (как, скажем, консервы во вскрытой коробке}. Так же портятся и другие "освященные" продукты. Все это не оставляет места для наивной веры в их "особые" свойства.

Рекомендуемая литература
Мезенцев В. А., Пинчук .Л. Т. О привидениях, черной кошке и чудесах без чудес. М., 1963.
Скворцов-Степанов И. И. Беседы о вере и знании. М., 1960.

О библейских "чудесах"

Многие, наверное, знакомы с одной из самых древних книг - Библией. Почерпнуть из этого источника историческую информацию - дело хорошее. Однако, к сожалению, Библия, как и любой религиозный трактат, использует "крапленые карты" - чудеса и пророчества, благодаря которым держится каждая монотеистическая система верований. Но нужно ли замалчивать факты, элементарно объясняющие "чудеса"? Наверное, нет.

Итак, уделим внимание некоторым чудесам, описанным в Ветхом Завете. Не секрет, что десять "казней египетских", которые, согласно Библии, "навел" Моисей, были довольно обычными явлениями в истории страны пирамид. Здесь бывают различные стихийные бедствия: дует ветер, несущий пыль пустыни, когда днем становится темно и "тьма скрепит на зубах"; иногда с севера приходят тучи с градом, побивающим посевы; бывает зацветание воды, которая становится похожей на кровь и непригодной для питья; бывают нашествия саранчи; эпидемии, поражающие людей и домашних животных. Библия предпочитает эти естественные катаклизмы объяснять чудесами.

В книге "Исход" рассказывается о чудесном переходе через Красное море, когда бог заставил воды моря расступиться, и народ Моисея прошел по дну, аки по суху. Египтяне устремились вслед, но внезапно нахлынувшая вода поглотила конницу, и, таким образом, преследователи, вместе с самим фараоном, погибли. На самом деле, участники Исхода не переходили непосредственно через Красное море - это более позднее добавление составителей Библии. Ибо только лишь в Новом Завете есть утверждение, будто речь идет именно о Красном море.

То самое море, которое перешли израильтяне, не замочив ног, упоминается в Ветхом Завете как "Ям-Суф", что в переводе с древнееврейского означает "море камыша". Но в море камыш не растет, зато в болотистых окрестностях лагун и пойм он произрастает в изобилии. На сегодняшний день установлен точный маршрут Исхода. Геологические исследования показали, что три тысячи лет назад западная оконечность Красного моря тянулась гораздо дальше на север, соединяясь с Горькими Озерами. Тогда там были мелкие поймы, перерезанные трясинами и узкими полосками суши, по которым и провел Моисей свой народ. Но египтяне на своих тяжелых колесницах увязли в болотах, а часть из них действительно могла утонуть, ибо там нередко дули сильные ветры, которые катили перед собой огромные валы воды, внезапно превращавшие отмели в предательские глубины. Однако, вопреки Библии, фараон Менрепта не утонул, а умер естественной смертью в преклонном возрасте. Это установили ученые, обнаружившие его мумию в одном из склепов.

Известно, что Моисей во время своего изгнания провел сорок лет на синайском полуострове и у местных жителей (мадианитян) научился тому, как сохранить жизнь в суровых условиях пустыни, степи и горных районов. Свои познания, добытые путем опыта, он затем использовал во время Исхода. Моисей повел свой народ из Египта в Землю Обетованную, путь к которой лежал через долгие сорок лет скитаний в пустыне. Однако его товарищи по скитаниям, которые на протяжении нескольких поколений привыкли к оседлой жизни в Египте и были новичками на Синайском полуострове, должны были принять за сверхъестественные некоторые действия Моисея.

Библия описывает сюжет, в котором бог беседовал с Моисеем через горящий, но не сгорающий куст (неопалимая купина). Однако известно, что такой куст существует, он и в наши дни встречается на Синайском полуострове и называется "диптам" или "куст Моисея". Это растение выделяет летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце. И совсем нередко в жаркий день куст загорается голубовато-красным огнем. Об этом знают бедуины - жители пустынь и степей.

Известная читателям Библии "манна небесная" - разновидность тамариска, который в весеннюю пору выделяет сладковатую жидкость, быстро застывающую на воздухе в виде белых шариков, похожих на град. Местные бедуины с наступлением весны отправляются в степь собирать белые липкие шарики, как мы, жители средней полосы, собираем ягоды. Один человек может собрать за день полтора килограмма - количество, вполне достаточное для того, чтобы утолить голод. В арабских городах уличные торговцы и по сей день выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием "ман".

В очередной раз народ Моисея смог избежать голода благодаря тому, что бог послал стаю перепелов, которых путники просто ловили голыми руками. Современные жители Синайского полуострова были бы весьма удивлены, если бы им сказали, что прилет этих птиц надо рассматривать как чудо. Весенней порой из глубин Африки в Европу тянутся огромные стаи перепелов. Измученные дальним путешествием, они садятся на Синайскую землю, ослабев до такой степени, что тамошние жители ловят их руками, не используя сети или силки.

Так же просто объясняется следующее чудо: у подножия горы Хорив Моисей ударил посохом по скале и оттуда брызнула чистая вода. Несмотря на длительную засуху, у подножия гор под хрупкой пленкой песка и извести обычно собирается дождевая вода. Достаточно разбить эту оболочку, чтобы добраться до воды и утолить жажду.

В Библии рассказывается, как путники во главе с Моисеем пришли в Мерру к родниковому источнику, но оказалось, что вода горька и непригодна для питья. Тогда Моисей бросил в источник какую-то веточку, и вода сделалась сладкой. Действительно, до сих пор вблизи Мерры существует горький источник, в воде которого содержится сернокислый калий. Местные жители опускают в эту воду ветку кустарника "эльвах": содержащаяся в соке растения щавелевая кислота заставляет сернокислый калий осесть на дно, и вода теряет свою горечь.

Наконец, настал исторический момент - израильтяне вступили на Землю Обетованную. Это событие в Библии так же отмечено чудом: река Иордан вздыбилась высокой стеной, и воды, находившиеся в русле, быстро стекли в Мертвое море. Дно обнажилось и, таким образом, израильтяне перешли реку, не замочив ног. После окончания переправы Иордан вернулся в свое русло. Описывая это событие, Библия упоминает "город Адам, который подле Цартана", у которого и остановились воды Иордана, который течет там по глубокому оврагу. Нередко скалистые стены обрушивались в русло реки и создавали плотину. Последний раз такое чудо свершилось в 1927 году - целые сутки дно Иордана оставалось сухим. Произошло это из-за землетрясения.

Несмотря на многовековую правку текстов, авторы Библии так и не смогли полностью удалить из нее факты, свидетельствующие о землятрясении: "Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овцы, и холмы, как агнцы." (псалом 113, восходящий к преданиям эпохи Иисуса Навина); Так же пророчица Дебора говорит в песне победы: "Когда выходил ты, господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась". Официальная теология также относит последнюю фразу к рассматриваемым временам.

Приведенные наглядные объяснения некоторых "библейских чудес", наверное, разочаруют многих читателей "Книги книг". Зато еще раз можно убедиться, что, как это ни банально, чудес не бывает. Пророчества же имеют "обратную преемственность", но об это - отдельная тема.

Ярослав Добролюбов (ЯД) - По книге З. Косидовского "Библейские сказания".
Материал с ресурса "Славянское Язычество", история, культура, философия

Исследование чуда схождения Благодатного Огня в Храме Воскресенья.
Взгляд скептика

В борьбе между атеистическим и религиозным мировоззрением, не на последнем месте стоит вопрос существования сверхъестественного в нашем мире. Религии демонстрируют массу чудес, а атеисты, засуча рукава, описывают рукотворную природу этих явлений.

Живя в стране, где на роль воинствующего христианства претендует православие, мне многажды приходится сталкиваться с аргументом в пользу православия, состоящим в упоминание чуда схождения Благодатного Огня на православную пасху в Храме Воскресенья (Храм Гроба Господня).

Схема 1

ПОЯСНЕНИЯ К ПЛАНУ
1. Вход в Храм Воскресения.
2. Место турецкой стражи.
3. Камень Помазания.
4. Гробница Иерусалимских королей Готфрида и Балдуина 1 (не сохранились).
5. Придел праотца Адама под Голгофою.
6. Место стояния св. Жен.
7. Гроб Господень.
8. Гробница Иосифа Аримафейского и Никодима.
9. Каменная ваза - "пуп земли".
10. Придел Темницы Господней.
11. Придел Св. Царицы Елены.
12. Место Обретения Креста Господня.
13. Голгофa.

Итак. Огромный Храм (см. схему 1), наполнен людьми, посреди ротонды, над Гробом Иисуса Христа возвышается небольшая часовня (см. схему 2):

Схема 2.

В ней только что заперся православный патриарх, что бы возносить молитвы к Богу и ожидать схождения благодатного огня. Чуть поодаль от него стоит армянский епископ, что бы передать появившийся огонь, через специальные окошечки наемным скороходам. Народ вокруг с надеждой всматривается в полумрак, лишь изредка тьму озаряют вспышки фотоаппаратов. Ожидание длится 15-20 минут, и вот уже первые пучки свеч стали появляться из окон Кувуклии. Свечи подхватывают специально обученные скороходы и быстро разносят в разные уголки Храма. И вот уже огненная река заполонила весть Храм. Огонь появился на улицах Города, переданный тысячам паломникам не попавшим внутрь Храма.
У некоторых огонь горит сильным, синеватым пламенем и такой огонь не обжигает первые 2-10 минут, пока пламя не станет обычного размера и обычного цвета. Многие свидетели видят множество молний, огненные Всплески и шары, вокруг Кувуклии и в пределах Храма. На этом чудо заканчивается, и лишь самые особенные паломники могут ещё несколько дней видеть всплески молний и огня в Храме.

Давайте начнём наше исследование из глубины веков.

А что собственно находилось на месте Храма во времена Иисуса? Не будучи расположенным слушать предание христиан на этот счёт, я обратился к истории Иерусалима. Оказалось, что с начала правления Ирода (37-34 гг до н.э.), на месте нынешнего Храма формируется пригород, причём Храм занимает скорее центральную часть пригорода. О масштабах и плотности застройки этого места, можно судить по тому, что уже в 40-41 году (т.е. 8 лет после смерти Христа), пригород начинает обносится стеной, тем самым становясь полноценной частью города. Много мужества требуется римскому прокуратору, что б разрешить казнить и захоронить преступников среди многочисленных домов и муниципальных сооружений, так сказать, не традиционным способом.

Если же вы не католик и не православный, то для вас может представлять интерес другая, так называемая "Истинная могила Иисуса", обнаруженная в 1883 г. Особой популярностью она пользуется у протестантов, которым не досталось своего предела в Храме Воскресения. Я слышал о могилах Иисуса в Индии и Японии, но это уж слишком далеко от городских стен Иерусалима.

Не прошло и 40 лет со смерти Христа, как Иерусалим был превращён в руины, почти все жители покинули его, а в 135, на месте Иерусалима возникает провинциальный Римский город Элия Капитолина. Чего там могло остаться от пещеры могилы Христа, мне трудно понять, но в 325 г, Елена, мать Константина Великого, нашла гробницу Христа, Константин велел соорудить на этом месте первую церковь, строительство которой было закончено в 335 году. Самое интересно, это то, что могила оказалась под языческим Храмом, который бережно сохранял сию святыню под своим фундаментом. И на этом фоне не удивительным кажется обнаружение поблизости от Храма всех трёх крестов с табличкой, что лежали, любовно уложенные, в одну из цистерн для водосбора. Почти 300 лет!!!

Христианский мир ликовал. Первая церковь была перестроена в так называемую "паломническую церковь", включив ряд памятных мест из жизни Христа. Тут уж жадность христианская перешла все пределы. На сравнительно небольшом расстояние друг от друга разместились Голгофа, могила Иисуса и темница, где тот ожидал казни. Так что такая близость поражает не только атеистов, но и ряд верующих, не всех конечно.

Ликование христиан время от времени омрачалось разрушениями, сожжениями и ограблениями Храма.

Можно было бы пережить злодейства неверных, но в поругание Святыней Храма, не маловажную роль внесла постоянная вражда христианских конфессий, владеющих той или иной частью Храма. Урвать больший кусок от Храма, не пустить врага на свою территорию или устроить резню в Храме, для усиления своих прав - это и было атмосферой, прохождения чуда. Даже поговаривают, что пожар 1808 года явился следствием этой грызни христиан друг с другом. Хотя меня, как атеиста радует, что вся эта возня не из-за ревности к Богу или стремлению к истине, а в основе всего стоит стремление монополизировать это доходное место.

Здесь уместно привести два воспоминания паломников 19 века.

"По прибытии каравана в Иерусалим, поклонников размещали по разным монастырям и обирали порядком под видом соблюдения разных обрядностей. Никто из них целые сутки, а иногда и двое, не смел высунуть носа на улицу, не зная и не ведая, что Иерусалим и Гроб Господень доступен всякую минуту. Каждый думал, что все это заперто у греков на ключ и без их разрешения видимо быть не может. Разумеется, рвались на волю всеми силами и были щедры. Обыкновенный, первоначальный взнос с каждого поклонника простирался, сколько нам известно, до 5 рублей. Потом следовали меньшие взносы, по мелочам, когда показывалось что-нибудь особенное. На Иордан отправляли поклонников кучей, в сопровождении нанятых патриархатом баши-бузуков, из иерусалимского гарнизона. Тут, конечно, новые пожертвования. В заключение, какой-нибудь монах шептал богомольной старушке, которая казалась ему достаточнее других, что "есть-де недавно открывшийся чудотворный ключ, куда еще никого не пускают, но... по знакомству можно". Старушка взмаливалась: "Батюшка, нельзя ли как!" Ее препровождали к ключу. Она передавала об этом потихоньку приятельницам, и те добивались таким же таинственным путем до новой святыни". "Храм еще с вечера на субботу был оцеплен турецкими войсками и постепенно наполнялся народом, заблаговременно покупавшим себе места, ценою от 50-ти копеек, на наши деньги, до 10-ти рублей".

В общем, деньги, нажива всё как у людей.

Настало время поговорить о самом чуде.

Христиане утверждают, что огонь сходит от момента воскресения и доныне, но как это происходило, пока могила находилась под языческим храмом, они обычно не утруждают себя раздумьями. И всё же стоит изучить свидетельства христиан в исторической их последовательности. Как эволюционисту мне было приятно узнать, что чудо в соответствии за законами природы и НТП постоянно эволюционировало.

До конца десятого века огонь сходил на одну свечку, затем стали самовозгораться несколько свечек, но чудо запряталось в Кувуклию, от глаз подальше. Время шло, и в 1724-41 году появились первые свидетельства о не обжигающих свойствах огня. Примерно к этому же времени относятся изменение цвета огня (ярко красного, аки киноварь), до голубоватого и огонь уже приходил не простым возгоранием, но многочисленными бусинками огня на вате, аккуратно разложенной по всему камню надгробия. Хотя порой чудо происходит и старым, проверенным способом. С момента появление фотографии мы начинаем встречать массовые свидетельства о множестве молний, свечений, огненных шарах во время чуда.

А что ещё ждать от рассказов людей, видевших чудо в полуобморочном состояние, измученных постом, многочасовым (около 2 десятков часов) ожиданием без сна и нормальной пищи, всматривающихся в темноту и внезапной смене состояния торможения состоянием религиозного возбуждения?

Приведу отрывки из двух свидетельств.

"В этот момент я получила удар по голове - как выяснилось потом, заранее разбитой бутылкой, и этой разбитой частью бутылка вонзилась мне в голову. Перед глазами вспыхнули молнии, потом появилось свечение, подобное тому, которое было при схождении благодатного огня над храмом Гроба Господня. Начался кошмар. "

"Да, мы были в храме; я видела вспышки света, как молний, но не понимала, что это благодатный огонь, я приняла их за вспышки фотоаппаратов. Я один раз увидела, как под куполом все озарилось светом, и только потом поняла, что под куполом вспыхнули "сами" лампады. И люди, которые на балконах стояли, у них тоже сами собой зажглись свечи от благодатных вспышек, от вспышек благодатного огня. Это было так все быстро, что я не поняла, что это уже все. Святейший патриарх передал благодатный огонь, за какие-то секунды мы его получили, наши свечи зажглись от этого огня. И я даже подумала: неужели это все?

(…)

И я так думаю: что ж это такое? Ничего не пойму. А потом уж мне объяснили, что сами собой зажглись лампады под куполом.

(…)

Но свет благодатный как будто снизу пошел от кувуклии. Свет шел снизу вверх. Это было перед тем, как святейший патриарх стал передавать огонь из кувуклии.

(…)

Когда вошел святейший патриарх в кувуклию, появились вспышки. Они такие мгновенные, я подумала, это фотовспышки. Но молний я не видела, только вспышки.

Мой муж вес подряд снимал фотоаппаратом. Фотографировал все.".

Жаль, что не смотря на массовые видения и массовые съёмки чуда, в интернете, неожиданно мало документальных свидетельств подобных явлений, а что есть, кажутся глупой шуткой со стороны христиан.

Но, читая свидетельства можно заметить, что чем более трезво мыслящий человек описывает чудо, тем меньше там остаётся места молниям, огненным шарам и т.п. явлениям.

На этом мне хочется закончить свою краткую заметку.

А как же не обжигающее пламя? Спросите вы. Я ведь не алхимик, а биолог. Вот вам рецепт, пробуйте. А мне лениво, но если кто возьмётся, помогу, чем смогу.

Холодное пламя.

Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома.

Ингридиенты:

- сухая борная кислота, чайная ложка
- этиловый спирт, чайная ложка
- концентрированная серная или соляная кислота, одна капля.

Все это помещается в блюдце, перемешивается и слегка подогревается на теплой (чтобы можно было держать руку) водяной бане. Выделяющийся эфир борной кислоты можно поджечь (не поднося спичку близко к блюдцу, чтобы не зажечь спирт).

Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку.

Температура горения - это не фиксированная величина, она зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. В описании опыта, который можно сделать дома, я привел метод, чтобы увидеть сам факт необжигающего огня, где количество эфира очень мало. В случае использования концентрированного эфира температура может быть намного выше.

(рецепт из статьи Пасхальный огонь. Евгений Барсуков, кандидат химических наук
http://www.skeptik.net/miracles/pasfire.htm)

Не будешь верить в чудеса, Бог обидится и убежит

Жизнь каждого верующего наполнена, как известно, ожиданием всяческих чудес. В них, этих самых чудесах он несомненно усматривает присутствие Того Самого, которого он всячески ждет и не может без него жить. Не давно побывал на службе в одной неопятидесятнеческой харизматической церкви. Чудеса там поставлены на конвейер. По громкую музыку и крики Аллилюйиа, верующие с воем и истерическим припадком падали на пол, дергаясь в конвульсиях. Лица их выражали то, что у обычных людей происходит в других местах, в более так сказать интимной обстановке, под покровом ночи. Все это называется у них “крещением Духом Святым”. После такого экстаза идут свидетельства чудесных исцелений. То у одного зрение поправилось, то у другого от сердца отлегло. Правда бывает, что парализованный вдруг вскакивает с места, приводя славу Тому Самому, чье имя нельзя произносить вслух. Трепещите атеисты иже с ними, типа час Господень идеть, Аллилюйа и все прочее. Только вот не хотят горе Проповедники делающие на таких “чудесах” деньги признаваться, что и не чудеса это вовсе, а так один пшик... А ведь предупреждал их Господь, сколько таких чудотворцев расплодится в последний век. Ух уж и порадуются служители адского сада, подготавливая чудесные 6-и звездочные апартаменты лучших адских отелей для будущих постояльцев на такие чудеса купившихся.

А ведь все, оно – элементарное невежество и незнание элементарных основ медицины и психологии. Это и понятно. В обычной жизни, если, что-то вдруг заболит, так сразу бежим к врачам, спасите нас родненькие, врач нас послушает, назовет диагноз, выпишет лекарств, ступайте, дескать, с миром. А в чем причина боли, что есть вообще такое болезнь, этого нам темному современному средневековому человеку и невдомек. А ведь еще в начале века, наши более просвещенные предки знали, что болезни бывают двух типов. Собственно как бы болезни и болезни, так сказать на нервной почве. Это еще старик Фрейд всем и всячески доказывал. Именно последние, и представляют интерес для нашей темы. Ибо лечить их можно двумя способами, собственно сами болезни как результат психических феноменов, либо саму причину, то есть само ПСИХО человека. Этим и занимались психоаналитики, занимаются психологи и психотерапевты. И действительно нередко творят чудеса.

А такие чудеса можно увидеть не только у психотерапевтов, каждая религия может похвастаться тем же. И в мечети и в ашраме и в синагоге, и в яранге шамана, и в пещере племени УМБА-ЮМБА, везде творятся такие чудеса. Только чудеса ли это. У психологов есть такая присказка: если человеку проломить топорищем череп, то ему уже никакой психотерапевт не поможет, разве что нейрохирург. Соответственно в применении к чудесам религий: Если человеку оторвать руку, то, сколько бы он не молился, сколько бы не посещал он религиозных собраний, ни какой Святой Дух ему обратно руку к телу не присобачит. А что же это за дух, который, такое не может сделать, и что это за чудо, которое имеет границы возможного. Или вся религия это всего лишь такая своеобразная психотерапия? Только не хотят этого признать верующие, как же им без сакрального существовать. Вот говорят, и от СПИДа дух лечит, где здесь психотерапия? Показывают такого исцеленного. Ух, мерзавцы, опять на незнании спекулируют. О том, что существует резистентность организма на воздействие вируса ВИЧ, об этом вы не знали? Одним словом не все 100 процентов, которые этим вирусом заражаются, затем этим самым СПИДом потом болеют. Ну, вот повезло человеку и все тут. Ему бы его величество случай благодарить, или судьбу. Ан, нет. Узнал, что вирус в нем сидит, думал, что все-каюк.... А тут в церковь забежал, подергался в экстазе, смотрит, а болезни то все нет и нет. Значит, исцелился, Слава Иисусу! Аллилюйиа! Значит есть он, родненький, Тот Самый, чье имя нельзя произносить вслух. А один наркоман свидетельствовал, что дух его спас, когда он двойную летальную дозу героина испробовал, и никакого отходняка ни какой ломки! Аллилюйиа! Теперь ему героин не нужен теперь он от духа прется, Да Иисус! Царь царей, Бог богов, Господь господствующий, слава тебе Господь! Вот так каждое Богослужение, чудеса на заказ, по рядам медленно перемещаются корзины, бросайте пожертвования, а то дух обидится и Вас не исцелит. Даже если сегодня не исцелил, ты должен всем свидетельствовать, что у тебя все хорошо, все шрамы срослись, что будильник по ночам работает. А то никогда в будущем не исцелишься. Нельзя говорить, что чуда не произошло, иначе никогда его не будет. Такая вот магия слова. И это в христианской церкви? Уф, язычники!!! В костер Вас, в костер!!! Еретики поганые!!! Хороша мораль, мораль лжи.

Тут недавно один знакомый католический философ из их семинарии сказал, что он в чудеса не верит, во все эти Туринские плащаницы, Фатимские чудеса и прочую галиматью. Это говорит, у нас у католиков называется частным откровением. Дескать, просвещенный христианин в это не должен верить, а должен верить только в Слово Божье, а всякий плебс с полуязыческой душой, этой самой “язычатости” отдает, дескать, дань. Но если вера в эти чудеса приводят его к Тому Самому, чье имя нельзя произносить в слух, то это хорошо. Значит это “чудо” от него. А если не приводит, то это психопатология, и такого человека надо лечить. Но тем ни менее, стоит ли ради благородной цели вводить человека в заблуждение, или для цели все средства хороши? Кстати для справки, неопятидесятники считают, что если чудо к вере не приводит, то это значит, демоны и дьявол в тебя вселяется, и поэтому надо с криком Аллилюйиа, потопать ногами по полу, типа его затоптать, дьявол, дескать испугается и убежит... Такая вот средневековщина творится в христианских душах. Вот оно основание веры, веры в Того Самого, имя которого нельзя произносить в слух. А сейчас внимание я совершу самый страшный грех, трепещите!!! Я произнесу в слух это имя. Это он ... Бог!!! ........

Что-то не разверзлись небеса, и не появился ангел огненный. Где чудо, я требую чуда. Дайте мне жалобную книгу, я оставлю в ней запись. А может быть, Тебя вовсе и нет? Ах, как мне могла придти такая крамольная мысль. Не, надо бежать к неопятидесятникам в церковь, потопать по полу ногами, попрыгать, похлопать в ладоши, крикнуть во весь голос Аллелюйиа!!!!! Да, Господь!!! Грохнуться спиной наземь и получить кайф, подергаться в конвульсиях экстаза. И, ноу проблем. Ни каких болезней, ни дефолта, ни Чечни, ни безработицы, ни нехватки денег. У меня все Окей. Пора доставать кошелек... И никаких сомнений. А то Бог обидится и убежит.

Андрей Кочкун. Независимый журналист- Красноярск.
Материал с сайта "Научный Атеизм"

Дополнение по теме из книги "Преодоление Христианства"
автор - Владимир Борисович Авдеев.

Обложка книги В.Б.Авдеева "Преодоление Христианства"Моисей был выгнан из коллегии египетских жрецов за убийство, однако же это не помешало ему популяризировать полученные им эзотерические знания и преобразовать их в совокупность своих поучений, которые ему "внушил сам Бог". Кроме того, история о его происхождении на свет больше напоминает сюжет детективного романа. Целью же его жизни, по собственному признанию, было выкрасть высшие знания, заключенные в храмах Египта, что ему и удалось. А государство, являвшее собой образец политического долголетия (около 5500 лет), прекратило существование как единое целое после того, как таинства мистерий Озириса легли в основу спасения избранного народа. В чем Моисею принадлежит бесспорное авторство, так это запрещении смешанных браков и широкомасштабном использовании страха в религиозных целях: "Народ пусть ждет и дрожит". Общеизвестно, что Моисей поклонялся Элохиму. Но беда как назло заключается в том, что это слово обозначает множественное имя Бога, то есть "Боги", в то время как Бог в единственном числе, (в каковом и полагается быть Единому Богу) - Эл.

Легенда о рождении Моисея во многих деталях повторяет предание о рождении аккадского царя Саргона. Папирус "Весткар" помогает полнее понять происхождение не только Моисея, но и всей иудейской религии в целом. Знаменитый мотив состязания двух религий по тексту Библии изобилует многими любопытными подробностями, для того чтобы можно было понять генезис образа Моисея. Так, едва Моисей предложил показать фараону свои чудеса, якобы происшедшие с ним на горе Синай, как последний мгновенно рассердился и назвал его гнусным обманщиком, который бежал когда-то от египетского рабства, а теперь хитро обставил свое возвращение и пытается фокусами и магическими представлениями ввести людей в заблуждение. С этими словами одновременно царь отдал приказ жрецам продемонстрировать Моисею те же самые "чудесные вещи", чтобы он убедился, что и в этой науке египтяне достаточно сведущи. Затем жрецы бросили свои посохи наземь, и они обратились в змей. Из чего следует, что вся премудрость Моисея не считалась оригинальной еще при его жизни, даже если и предположить, что он жил в действительности. Другое знаменитое чудо, когда Моисей ударил посохом по морю и оно раздвинулось, отступив перед евреями и дав им возможность удалиться по сухому пути, явно изобличает свое происхождение из другой сказки папируса "Весткар". В ней некий царевич Бауфра повествует о чародее Джаджаманхе, который, чтобы достать упавшую в озеро подвеску одной из гаремных див фараона, поднял половину вод и положил на другую, обнажив таким образом дно. Кода подвеска была найдена, по его заклинанию озеро приняло прежний вид.

Исследователь П.Монте справедливо показывает, что некоторые "казни", которым согласно Библии Бог Яхве подверг фараона и его подданных, имеют параллели в более ранней по происхождению египетской литературе, а именно: во втором сказании о царевиче Сатни-Хемуасе (сыне Рамзеса II). Так, окрашивание вод Нила в красный цвет заставляет вспомнить слова эфиопскогочародея Гора, сына негритянки, предрекающего своей матери: "Если меня победят, вода, которую ты станешь пить, сделается красной, как кровь, и пища, которую ты станешь есть, сделается красной, как кровь, и небо над твоей головой станет красным, как кровь". В том же сказании один из трех чародеев-эфиопов, разговор которых подслушал царь Менх-па-Ра, говорит своим друзьям: "Если бы дозволил Амон и если бы владыка Египта не мог меня покарать, я бы напустил свои чары на Египет и оставил народ Египта на три дня и три ночи без света". Таким образом получается, что "изобретатели" Библии просто приписали Моисею чудеса, которые были обычным делом для чародеев Египта.

Из "Истории Синухета" видны другие факты биографии Моисея. Герой повести Аменемхет I, объятый страхом, покидает родину. Моисей так же, боясь кары за убийство египтянина, обращается в бегство и направляется в Мадиан. Оба литературных героя, египетский и библейский, встречают радушный прием у бедуинов, оба берут в жены иноземок, с которыми живут счастливо и от которых имеют детей. Отечественный исследователь И.С.Кацнельсон остроумно резюмирует: "Таким образом, в некоторых эпизодах Библии Моисей, а затем и все постепенно сменяют сказочных волшебников папируса "Весткар", а сюжеты и мотивы их сказаний, развлекающих подданных фараонов, вошли, хотя и в значительно переработанном виде, в канон ветхозаветных книг".

Вот это действительно шок! Сказки, которыми фараон развлекал скучающих придворных, кому-то взбрело на ум превратить в целую религию, да еще и симулировать акт боговдохновленности: якобы сказки придумал сам Бог. И всем этим нам морочат голову вот уже две с половиной тысячи лет! Бедный род людской...


Анатомия фокуса "Схождение Благодатного огня".

Раздел "Религия" сайта "Русколань"

 

К началу страницы
 

РУСКОЛАНЬ