Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.


Когда и где были изготовлены "Дары волхвов"

Источник: stariy-khren.livejournal.com, 14.01.2014г.

В советское время этот вопрос не вызывал особого ажиотажа, и в академических книжках, посвященных искусству Византии, просто и буднично писали: "... так называемые «дары волхвов» - разрозненные части украшения традиционного пояса византийских императоров, подчеркивавшие их сан инсигнии - золотые пластинки-нашивки, украшенные характерной поздневизантийской сканью, в основном изготовлены в XV в."

Собственно до начала нашего нынешнего "нового средневековья" так в научном мире и считалось.

Теперь, вдруг, выясняется - правда исключительно со слов чиновников от РПЦ - совсем иная датировка этого пояса! Их стараниями он "состарился" аж на 15 веков! - т.е. до тех времен, когда еще не только техника филиграни не использовалась в придворном прикладном искусстве, но когда еще и самих византийских императоров не существовало в природе...

Перед началом Рождественского богослужения в ночь с 6 на 7 января 2014 г. в кафедральном соборном храме Христа Спасителя сам патриарх Кирилл (Гундяев) с амвона уверил паству, что "те самые Дары волхвов были бережно сохранены Девой Марией, Матерью Спасителя, и переданы Ею в Иерусалимскую Церковь, где хранились до IV в., а затем были перенесены в новую столицу Восточной Римской империи город Константинополь. Когда же возникла опасность иноземного вторжения в Константинополь, то эта святыня была перенесена на Гору Афон, где с тех пор хранится в монастыре святого Павла" (patriarchia.ru, 06.01.2014г.):


"Те самые Дары волхвов...", patriarchia.ru

Синодальный информационный отдел РПЦ также размножил по официальным каналам свою "историческую справку", что "по преданию, до IV в. Дары волхвов хранились в Иерусалиме, откуда впоследствии были перенесены в Константинополь и помещены в храме св. Софии. Здесь их видели русские паломники. В 1200 г. о Дарах волхвов упоминает в своей «Книге Паломника» архиепископ Новгородский Антоний. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, где пребывает до настоящего времени. Золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря св. Павла. Для поклонения паломников отделяется только их часть" (patriarchia.ru, 11.12.2013г.):


patriarchia.ru, 11.12.2013г.

Наконец, архим. Тихон (Шевкунов) сообщил на своём официальном сайте, что "дары волхвов, свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до своего успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 г. Далее дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой столицы империи" (pravoslavie.ru, 11.12.2013г.):


pravoslavie.ru, 11.12.2013г.

Да и сами "хранители" реликвии не отстают. Один из членов греческой делегации в Москве, которая сопровождает "дары волхвов", насельник монастыря святого Павла, представитель обители в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон монах Никодим безапелляционно заявил: "нет никаких сомнений в их подлинности". По его словам, "на золотых пластинах мы видим геометрические узоры, полагаем, что их сделали восточные мастера. Эти подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода".

Столь красноречивые заверения в несомненной подлинности "даров волхвов", сделанные, хоть и по принципу "вот-те-крест", но на самом высоком уровне, в короткий срок облетели всю паству РПЦ, вызвав небывалый прилив страждущих коснуться "святыни, которой касался Спаситель".

Но все же, что об этой "реликвии" говорит историческая наука?

Не будем обращать внимания на такие "мелочи", как то, что о переносе "даров волхвов" в 400 г. византийским императором Аркадием (395-408) в Константинополь якобы "для освящения новой столицы империи" не могло быть речи, поскольку новая столица Византийской империи - Константинополь - была официально и торжественно освящена еще 11 мая 330 г. - т.е. еще за 3 поколения до Аркадия.

Не будем придираться и к тому, что ни один церковный историк, вопреки утверждениям архим. Тихона (Шевкунова), не сообщает о каких-либо дарах Богородицы Иерусалимской Церкви (см., например, «Историю Матери Церквей» архиеп. Афинского и всея Эллады Хризостома I, русский перевод которой был опубликован в Москве в 2003 г.).

Не будем вдаваться в ненужные подробности и замечать, что вопреки утверждениям Синодального информационного отдела, архиеп. Новгородский Антоний (в миру - Добрыня Ядрейкович; † 8 октября 1232), посетивший еще будучи мирянином Царьград в 1200 г., вовсе не видел в храме св. Софии никаких нынешних подвесок, но в своей "Книге Паломника" с чужих слов (!) мимоходом упоминает лишь некие золотые сосуды, что "во святей же Софии во олтари дароносивыя сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви".

К слову сказать, эти же сосуды упоминаются и в описаниях Константинополя XI в. в "Таррагонском анониме", созданном между 1075 и 1098 гг. (Тarragonensis 55 (f. 50-58v); Сiggaar K.N. Une description de Constantinople dans le Tarragonensis 55 // REB 53 (1995), 117-140), и в "Анониме Меркати", представляющем собой латинский перевод 1089-1096 гг. с греческого оригинала, относящегося к 1063-1081 гг. (Ciggaar К.N. Une description de Constantinople traduite par un pelerin anglais // REB 34 (1976), 211-267). "Таррагонский аноним" информирует, что в ризнице св. Софии хранится "золото, принесенное волхвами, которое, когда подносят его к ушам, всегда издает звон и чудесным образом слышится как бы шепот". Разумеется, издавать "звон и как бы шепот" могли лишь золотые сосуды, о которых прямо и говорит Добрыня Ядрейкович (будущий архиеп. Новгородский Антоний), а отнюдь не слитки золота или золотые пластины-нашивки.

Но собственно исторический "подвох" (не буду употреблять неполиткорректного слова "подлог") здесь именно в том, что именно в Средние века - а речь-то, напомню, идет именно об упоминаниях XI-XIII вв. - такие сосуды в форме морских раковин были модны среди европейских чернокнижников, которые, приставив сосуд-ракушку к уху, интерпретировали шумы в качестве предсказаний потусторонних сил...

Кстати сказать, и никакого литургического почитания (τιμιτικην προσκυνησιν) этих "золотых сосудов" - казалось бы, столь ценных христианских реликвий - никогда в Византии не было, т.е. если какие-то сосуды там и были, то их попросту ни разу на поклонение не выносили из ризницы св. Софии... И, стало быть, при случае рассказать о них туристам могли лишь сами работники храма.

Кстати, до последнего времени - до первой половины 1980-х - не было и каких-либо богослужебных последований и перед современными "дарами волхвов" в афонском монастыре святого Павла, пока не участились случаи их вывоза за пределы Афона для сбора пожертвований, для чего был составлен "Молебный канон пред святыми и честными дарами Спасителя нашего, златом, ладаном и смирною, пребывающими во святой обители преподобного Павла", правда, даже для него указано благословение "только для келейного чтения".

А теперь перейдем к первоисточникам, касающимся того, что с такой помпой сегодня путешествует по России.

Первое историческое упоминание нынешнего варианта "даров волхвов" содержится в документе конца XV века, а подробное описание встречается лишь с середины XVIII века (!).

В частности, впервые описывает их русский путешественник Василий Григорович-Барский, посетивший Афон в мае-ноябре 1744 г., который приводит следующие сведения: "о сих дарах глаголют, яко древние благочестивые греческие цари, смесивши вкупе ливан и смирну, сотвориша некия зерна диравы, аки на четках зерна, а из злата соделаша дрот (проволоку) и решетки дробно переплетенны, и тем златым дротом часть от зерен пронзающе, а часть решетками престилающе, сотвориша себе драгоценный пояс, и в праздники Христовы в честь его на себе ношаху, иже широк бяше, яко на три перста. Бяху же на нем во время моё (1744) решеток изваянных девять, а между ними перевязанных зерен из смирны и ливана 69, с многими маргаритами (жемчужинами), иже испущаху велие благоухание. Сия дарова тамо владычица – Маро, дщерь Юрия владыки Сербскаго" (Пешеходца Василия Григоровича-Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, мон. антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г. Ч. 2. СПб., 1785; науч. изд.: Второе посещение Святой Афонской Горы Василием Григоровичем-Барским, им самим описанное, более подробное, с 32-мя собственноручными его рисунками и картою Афонской Горы. СПб., РПМА, 1887. С. 398).

Упомянутая Василием Григоровичем-Барским "Маро, дщерь Юрия владыки Сербскаго" это историческое лицо - Мара Бранкович, 1418 г.р., дочь сербского деспота Георгия (Джурджа) Бранковича (правившего Сербией с 1427 по 1456 год) и Ирины Кантакузины (византийской принцессы), жена (с 1435 года) османского султана Мурата II. Факт принесения Марой Бранкович в дар сербскому монастырю св. Павла на Афоне в 1470 г. поздневизантийского золотого пояса, насчитывавшего 9 золотых пластин и 69 бусин из смеси ладана и смирны, был документально зафиксирован в турецком фирмане, утраченным уже лишь в начале XX в. - во время пожара 1902 года. Правда, ни Мара Бранкович, ни турецкие хронисты еще не знали, что это были те самые "дары волхвов". В Османской империи Мара Бранкович жила до смерти мужа, до 1451-го года. Вернувшись в Сербию, от своего пасынка Мехмеда II она получила две области, а после смерти отца стала играть важную роль в политической жизни Сербии. Но из-за конфликта с провенгерски настроенным братом Лазаром она вернулась к султану Мехмеду II. От него она получила имение в небольшом местечке недалеко от Салоников и неплохое содержание. Мара Бранкович, будучи христианкой, на регулярной основе спонсировала сербский афонский монастырь. Согласно легенде XIX в., чтобы передать афонским монахам "дары волхвов", Мара морским путем добралась из Константинополя до берегов Святой Горы. Но после того как она ступила на сушу и приблизилась к стенам монастыря Святого Павла, ее остановила сама Богородица, сказав, что та, будучи женщиной, не имеет права идти дальше. Мара дождалась монахов и передала им "дары"... В XIX веке якобы именно на этом самом месте был установлен крест, а затем, уже на деньги Российского императора, здесь же построена часовня, на которой изображена царица Мара с вооруженными турецкими охранниками, а напротив - монахи, принимающие "дары волхвов".

Как видим, в XVIII в. "дары волхвов" представляли собой еще единое целое и составляли вкупе золотой пояс шириной 6 см (1 перст - примерно 2 см). Такие золотые пояса были известны у византийских императоров как подчеркивающие их сан инсигнии, но, как уже отмечено, ни в одном из исторических источников нет ни слова о литургической традиции ношения золотого пояса из "даров волхвов" на Господские праздники. Кстати, монах Никодим, представитель монастыря святого Павла в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон, также заявляет, что ранее "эти подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода".

Сам о. Никодим совершенно верно указывает, что орнаментация "даров волхвов" позволяет провести их научную атрибуцию. Вот только геометрические узоры на золотых пластинах указывают вовсе не на абстрактных "восточных мастеров", но на типичную поствизантийскую скань, аналогии которой легко отыскать на окладах афонских икон XV-XVI вв.


Сравните, например, с панагией с Крита (Богоматерь Одигитрия. Панагия; Греция. Крит; XVI в.; местонахождение: Польша. Краков. Музей Чарторыйских. 10.8 см.; материал: дерево кипарис, жемчуг, камни драгоценные, металл серебро; техника: золочение, резьба по дереву, скань ажурная (сквозная).

В настоящее время так называемые "дары волхвов" на Афоне хранятся в 10 отдельных ковчегах и насчитывают 28 разрозненных золотых пластин размером примерно 5 х 7 см и различной формы (прямоугольные, трапециевидные, полигональные и т.д.), украшенных сканью и зернью, скрепленых серебряной проволокой с бусинами из смеси ладана и смирны общим числом 62.

С 1744 г. - со времени первого упоминания и описания "даров" - стараниями "фабрики грез" к поясу добавилось еще 19 золотых пластин (которых не было в 1744 г.), и куда-то делись 7 благовонных бусин.

Таким образом, в истории "даров волхвов" из монастыря святого Павла на Афоне можно проследить по историческим источникам следующие периоды:

1) До XI в. никаких исторических свидетельств или упоминаний о "дарах волхвов" вообще не имеется;

2) В XI-XII вв. некие "дароносивые златые сосуды, иже принесоша Христу с дары волсви" якобы хранились в ризнице св. Софии (но без какого-либо литургического почитания);

3) В период с XII по XVIII век "дароносивые златые сосуды" (если они и были) бесследно канули в Лету (поскольку вместо них стал упоминаться византийский золотой пояс).

4) В 1470 г. Мара Бранкович, дочь сербского деспота Георгия Бранковича и Ирины Кантакузины, жена османского султана Мурата II, принесла в дар сербскому монастырю св. Павла на Афоне поздневизантийский золотой пояс, насчитывавший 9 золотых пластин и 69 бусин из смеси ладана и смирны, о чем гласил турецкий фирман, утраченный во время пожара 1902 г.;

5) После 1744 г., когда монастырь св. Павла вновь заселили греки, пояс был расчленен на сегменты, и число пластин увеличилось до 28, а бусин убавилось на 7 шт.;

6) В начале 1980-х годов "дары волхвов" начали использоваться Греческой церковью для сбора пожертвований, и к ним был сочинен соответствующий канон.

7) В начале 2014 года к "дарам волхвов" в Москве и Питере начали выстраиваться многотысячные очереди жаждущих прикоснутся к "святыни", которой "касался Сам Спаситель".


Очередь к Дарам волхвов. Москва, январь 2014 года.

Но не надо расстраиваться! У православных, помимо Тернового венца, Даров волхвов, Хитона Господня, Туринской плащаницы, Плата и Пояса Божией матери, есть еще одно воистину бесценное сокровище, возможно припасенное на ближайшие годы заботливыми греческими монахами... Это объедки от 5 хлебов, которыми Иисус накормил 5000 израильского народу... Да, да те самые объедки! Израильтяне тогда так уверовали во Христа, что специально не доели и для будущих православных богомольцев собрали аж целых 12 корзин объедков!

Источник XI века «Аноним Меркати» - ну, тот самый, вышеупомянутый, что сообщал и о мифических "сосудах, иже принесоша Христу с дары волсви" - там же сообщает, что 12 корзин с корочками от тех самых хлебов были тщательно замурованы в Константинополе под колонной Константина! Потом эти 12 корзин с реликвиями в 1105 г. были перенесены в Большой дворец... Одним словом, лиса Алиса и кот Базилио, по-детски разведшие доверчивого Буратино на три корочки хлеба, сегодня нервно курят в сторонке, понимая, что время любителей-романтиков прошло...

Жаль, что нынешние пастыри, не ведая о планах по дальнейшему забиванию "духовных скреп", по привычке все еще продолжают попрекать с амвона свою паству в черной неблагодарности, как якобы "были неблагодарны те самые насытившиеся 5000, бросившие корки хлеба и кости рыб вместо того, чтобы их благоговейно сохранить".

Составлено на основе материалов официального Блога экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2014.


Представление продолжается.

Поклонение Дарам волхвов - не идолопоклонство, подчеркивают в Церкви

Москва. 15 января 2014 год. ИНТЕРФАКС - Считать идолопоклонничеством поклонение сотен тысяч верующих принесенным с Афона Дарам волхвов неверно, заявил глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда.

"В дни пребывания Даров в Москве мне звонили с разными вопросами о святыне очень многие и очень разные люди, включая всему миру известных докторов наук, людей с высоким уровнем церковного сознания. Их очень сложно назвать идолопоклонниками", - заявил В.Легойда в интервью, которое публикует в среду газета "Аргументы и факты".

По его словам, можно стать в конец очереди одним, а выйти через несколько часов совсем другим, и "так со многими и происходит".

Представитель Церкви отметил, что огульно называть идолопоклонниками всех стоявших в очереди к Дарам волхвов людей безответственно.

"Как можно оценить "религиозное качество" многотысячной очереди, где стоят совершенно разные люди? Их разность, пожалуй, единственная точная характеристика этой общности", - подчеркнул он.


И задумаешься тут...

В Дагестан доставлена копия Даров волхвов

Источник: rosbalt.ru, 15.01.2014г.

МАХАЧКАЛА. В Махачкалу доставлена точная копия Даров волхвов из монастыря святого Павла на горе Афон. Она будет храниться в Свято-Успенском кафедральном соборе города.

Как сообщили в Махачкалинской епархии РПЦ, минувшей ночью епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам возглавил водосвятное молебное пение с акафистом Рождеству Христову перед копией христианской святыни. Кафедральный храм был наполнен жителями Дагестана, приехавшими в этот знаменательный день из разных городов и районов республики.

Правящему архиерею сослужили священники из Каспийска, Кизляра, Грозного, села Крайновка, поселка Комсомольский и Буйнакска.

"Уже многие века перед этой святыней люди молятся и просят, дабы Господь благословил их миром и благоденствием. Вчера игумен этого афонского монастыря, передавая святыню, пожелал всем нам, живущим на Кавказе, мира, взаимопонимания, братской любви. Он также обещал, что братия монастыря будет молиться за нас. Отныне святыня будет находиться в нашем храме для молитвенного поклонения верующих. Планируется, что реликвия впоследствии будет доставлена в каждый храм епархии, чтобы все верующие в наших республиках смогли приложиться к этой святыне", — сказал после службы владыка Варлаам.

Затем все верующие смогли приложиться к священной реликвии. В течение всего дня поток людей, желающих поклониться святыне, не иссякал, отмечает епархия.

Напомним, что в эти дни в России для поклонения верующих находится христианская реликвия — Дары волхвов. Десятки тысяч православных поклонились дарам в Москве и Санкт-Петербурге.

Опрос на крупном петербургском сайте "Фонтанка.ру"
во время гастролей Даров волхвов в этом городе

Вы Дары волхвов хотите увидеть?
Вы Дары волхвов хотите увидеть?
Источник: опрос на fontanka.ru, данные на 16.01.2014г.

Охранник: верующие на глазах теряли человеческий облик

Источник: Санкт-Петербург, rustelegraph.ru, 15.01.2014г., Николай Борисов

В давке люди ломали руки и чуть было не задавили детей. В это время VIP-очередь в храм иконы Казанской Божией Матери заходила через центральный вход и не видела происходящего. Таковы впечатления одного из сотрудников охраны Новодевичьего монастыря, который поделился с корреспондентом «Телеграфа».


Многотысячная очередь на входе в Новодевичий монастырь
Фото: Николай Борисов / Телеграф

Охранник, несущий дежурство в месте поклонения Дарам волхвов со святой горы Афон, сам связался с нами, для того чтобы рассказать о своих впечатлениях от происходящего. По его словам, за внешним пафосом события кроется жестокость и цинизм. Высокие духовные качества, с которыми люди приходят, становясь в конец очереди, пропадают ближе к входу в храм.

«В первые часы 14 января, когда монастырь только открылся, была сумасшедшая давка. Когда ворота открыли, очередь людей с детьми возрастом от 2 до 4 лет стояла вместе с остальными. В этот момент охрана испытала настоящий шок. Люди начали напирать настолько сильно, что кто-то уже кричал. Детей приходилось буквально выдергивать, чтобы спасти», — говорит охранник.

По его словам, верующие на глазах теряли человеческий облик. Вечером, когда прихожане начали волноваться, что не успеют увидеть Дары, ситуация стала критической.

Из-за давки люди начали кричать и плакать. Толпу пытались успокоить по громкой связи и просили не напирать, но это почти не помогало. На скорой помощи увезли несколько человек с переломами рук. Кто-то падал в обморок, толпа их молча обходила, даже не пытаясь помочь. Как рассказывает охранник, в каждый из таких моментов на ОМОН и охрану монастыря проклятия сыпались как из рога изобилия.

На следующий день, 15 января, ситуация изменилась: пришло время VIP-очереди, таксистов и симулянтов.

«Известных людей в общей очереди вы не увидите. У них отдельный вход. Люди на машинах с крутыми номерами паркуются неподалеку, после чего входят через главные ворота монастыря. Периодически основная очередь останавливается. Думаю, понятно, кого в это время пускают в храм…» — рассказывает охранник.

Тем временем очередь, которая протянулась уже на два километра, привлекла внимание таксистов. Цены за поездку в районе очереди взлетели минимум до 1 тыс. рублей. Кто-то пытается заработать более оригинально. В толпе работают детдомовцы, которые предлагают за деньги провести маленьких детей к святыне. Появились попрошайки. Масла в огонь подливают верующие, которые пытаются изобразить увечье.

«Любого, кто пытается протиснуться вперед, обливают оскорблениями. Некоторые поступают оригинально — начинают хромать. Подходят к нам и просят пропустить их, говорят, что забыли удостоверение инвалида. А как только мы им отказываем, уходят нормальной походкой. Прямо чудо какое-то», — говорит сотрудник охраны.

Как рассказывает человек, обстановка в толпе напряженная. Люди предпочитают мерзнуть на улице и боятся заходить в автобусы, чтобы не потерять своей очереди. Охрана напряженно ждет вечера.

Как ранее сообщал «Телеграф», за сутки 25 человек обратились за медицинской помощью, из них трое госпитализированы. В очереди работают 100 волонтеров. По мере увеличения количества паломников организаторы готовы привлечь еще волонтеров.




Дары волхвов доставлены в Пулково. Фото: Валентин Егоршин, rustelegraph.ru. 14.01.2014г.


Фото: Валентин Егоршин, rustelegraph.ru. 14.01.2014г.

Напомним, что Дары волхвов прибыли в Петербург 14 января. Их встретили в аэропорту «Пулково». После встречи в аэропорту реликвию доставили в храм иконы Казанской Божией Матери Новодевичьего монастыря, где она пробудет до 17 января включительно.

Патриарх Кирилл пристыдил насмехающихся над теми, кто поклоняется Дарам волхвов

Источник: interfax.by, 19.01.14г.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье, в праздник Крещения Господня совершил литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

"Господь посылает свою благодать на все - на весь космос, на живое и не на живое. Но особым образом он направляет свою благодать на те предметы, которые связаны с религиозным опытом людей", - сказал патриарх после богослужения.

По его словам, при освящении воды на нее воздействует благодать.

Предстоятель упомянул принесение из Афона в Россию, Беларусь и на Украину Даров волхвов, отметив, что многотысячные очереди, которые выстраивались к этой святыне, "свидетельствуют о горячей вере людей в то, что через эти священные предметы, привезенные к нам для поклонения, благодать родившегося в Вифлееме Спасителя передается тем, кто с верой к ним прикасается".

"Скорбью наполняется сердце, когда люди, называющие себя православными, уподобляют идолопоклонникам своих братьев и сестер по вере, которые многие часы стоят для того, чтобы поклоняться святыне", - заявил патриарх.

"Какой же грех на душу принимают эти люди, которые своими публичными высказываниями пытаются осквернить добрые и светлые чувства тех, кто с глубокой верой идет навстречу Богу, прикасаясь к святыням", - сказал он.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что христианским ответом на все то, что пытается поколебать веру, "должна быть глубочайшая убежденность в правоте слова Божьего, христианской традиции, того сокровища веры и благочестия, которое хранится в Церкви".

Гастроли продолжаются

Миряне Минска встречали Дары волхвов на коленях, 17.01.2014г.
Миряне Минска встречали Дары волхвов на коленях, 17.01.2014г.

Излечение верой

Источник: Росбалт Перербург, Евгений Зубарев, 17.01.2014г., rosbalt.ru.

Артефакты под названием Дары волхвов покинули Петербург. Поклониться православной реликвии, по данным РПЦ, в Москве явились 400 тысяч человек, в Петербурге – 160 тысяч. Показательно, что большая часть верующих шла к Дарам волхвов за здоровьем – об этом они сами рассказывали репортерам.

Так, в Петербурге один из верующих объяснил мне, что болен тяжелой формой туберкулеза и надеется излечиться, поцеловав ларец. Другие верующие говорили, что не доверяют врачам в своих медицинских учреждениях, а верят только в потусторонние силы, поэтому пришли поклониться святым реликвиям.

Примечательно, что сама процедура поклонения была организована таким образом, что создавала реальную опасность передачи самых разнообразных инфекций – от банальных простуд до того же туберкулеза. Люди долгое время стояли в толпе, плотно прижатые друг другу, а затем по очереди целовали пластиковый чехол ларца, где лежали артефакты. Именно так разносится инфекция почти любого типа – грипп, герпес и многое другое. Однако ни один медицинский чиновник, занимающийся контролем инфекционной ситуации в России, не осмелился высказаться по поводу этой ситуации.

Промолчали комитеты здравоохранения Москвы и Петербурга, промолчал и бывший главный санитарный врач страны, ранее высказывавшийся по любому, самому вздорному, поводу. Больше того — даже рядовые инфекционисты не осмелились заговорить публично, под своими именами и с указанием своих должностей.

"Я понимаю опасность этой ситуации и могу сказать, что подобные ритуалы являются очень опасными с эпидемиологической точки зрения. Люди часами стоят в плотной толпе, им даже руки не помыть, а они ходят в туалет, там же едят, чихают друг на друга. Потом они целуют одно и тоже место сразу друг за другом. Я не сомневаюсь, что происходит тотальное инфицирование огромной массы людей, включая детей, которым тоже приходится целовать этот ларец. Но я не могу вам сказать этого официально – я тут же потеряю работу, да еще обвинят в оскорблении религиозных чувств", — рассказала мне крупнейший в России врач-инфекционист, имя и должность которой я обещал не публиковать.

"У меня нет ни малейших сомнений, что в ходе акции по целованию артефактов из Греции тысячи россиян не поправили здоровье, а заразились самыми разными инфекциями. Но если я скажу вам это официально, меня тут же уволят, а мне бы этого не хотелось", — сообщил главный врач одной из российских больниц, имени которого я также не имею права называть.

Излечение верой

Из десятка опрошенных мною медиков только двое согласились прокомментировать ситуацию официально и публично. Так, глава Бюро медицинской статистики Боткинской больницы Олег Парков, ранее возглавлявший отдел эпидемиологического надзора в Петербурге, высказался очень-очень аккуратно.

"Теоретически и потенциально, возможно, некая относительная опасность заражения существует. Но мне за 42 года моего медицинского стажа неизвестно ни одного случая заражения верующих в ходе религиозных ритуалов вроде целования святынь или купания в проруби. Возможно, потому, что таких исследований никогда не проводилось", — рассказал по телефону Олег Владимирович.

Другой врач согласился прокомментировать молчание медицинских чиновников. "Сегодня, в отличие от Средневековья, нет совершенно безграмотных людей, всякий человек знает, что если он не моет руки перед едой или целует грязную поверхность, он рискует заразиться чем угодно. Но если врачи или чиновники не говорят об этом вслух в контексте православных ритуалов, причина понятна. Сегодня в России ни один чиновник не может критиковать православные ритуалы по той же причине, по которой в Советском Союзе нельзя было критиковать КПСС. Никто не хочет рисковать своей карьерой, и чиновники от медицины не исключение. Вообще, как показывает практика, генетическая память поколений у нас в стране необычайно развита", — пояснил известный популяризатор медицинской науки, врач, доктор медицинских наук Лев Щеглов.

Уже вооруженный этим знанием, я сегодня снимал сюжет о том, как ларец с артефактами покидает Петербург. Прощание с Дарами волхвов происходило в центре бизнес авиации "Пулково-3". Беспрецедентные меры безопасности по этому случаю привели к тому, что свою машину мне пришлось бросить на Пулковском шоссе, поскольку ее не было в списках допущенных к парковке возле терминала.

Сам центр был насыщен сотрудниками силовых ведомств донельзя, причем многие из них, пока обстановка позволяла, прикладывались к ларцу с поцелуями.

Также к реликвиям подходили целые семьи из числа граждан, которые находились в зале ожидания вылета частных самолетов.

На проводы реликвии в бизнес-центр прибыли губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и вице-губернатор Василий Кичеджи, а также десятки чиновников, священников и журналистов.

Реактивный самолет унес Дары волхвов в Минск. После этого артефакты будут выставляться в Киеве, а затем окончательно вернутся в Грецию.

Но на этом массовые религиозные мероприятия в России не закончатся – уже весной нас ожидают новые акции РПЦ, включающие провоз по городам страны других предметов религиозного поклонения, помогающие выздоравливать сотням тысяч россиян.

Вопрос, зачем в такой ситуации России Министерство здравоохранения, будем считать риторическим.

В Чечню доставлены священные реликвии пророка Мухаммада

Источник: 19.01.2014г,  «Газета.Ru»

В столицу Чеченской Республики специальным рейсом доставлены священные мусульманские реликвии пророка Мухаммада. Об этом глава республики Рамзан Кадыров рассказал в своем инстаграме.

«По воле Аллаха в эту священную пятницу в Чечню снова доставили Великие Реликвии нашего Любимого Пророка Мухаммада. Это волосы с трех мест головы и бороды Пророка, каменный след стопы, а также тюбетейка двоюродного брата Пророка Али Бин Абу-Талиба. Спецрейсом их привез сын Хранителя — Шейх Мухаммад Аль-Хазрвжи. Он, в соответствие с ранее достигнутой договоренностью, увез три другие Реликвии. Такой обмен будет происходить каждые шесть месяцев. Следующий обмен состоится в месяц Рамадан», — пишет Кадыров (вся орфография и пунктуация автора сохранена). Данную информация подтвердилась на официальном сайте главы республики.

Реликвия с горы Афон. В Петербург привезли десницу Георгия Победоносца

В Петербург прибыла одна из главных христианских святынь – ковчег с десницей святого Георгия Победоносца, который издавна почитался на Руси как покровитель православного воинства. Вместе с ковчегом с горы Афон в Петербург привезли чудотворную икону. Прикоснуться к мощам святого Георгия в России смогли уже 700 тысяч человек ("АиФ", 02.06.2015г.)

Верующие связывают с именем Георгия Победоносца множество чудес. Так, в 1945 году главный христианский праздник, Пасха, выпал на день памяти святого Георгия – 6 мая. Через три дня после этого был подписан акт о капитуляции фашисткой Германии.

«Неверующий человек скажет, что это случайность, - отметил афонский иеромонах Иосиф, сопровождающий ковчег. – Но господь является не через логику и понимание всех событий, а тогда, когда люди открыты всем сердцем и душой. В одном из городов, где мы были, святой Георгий обнял церковь радугой, которая возникла на чистом голубом небе без единой тучки».

Материалы по теме:
Излечение верой
Статистика "Православной" России. Архив новостей
Сборник материалов о воровстве христианами чужих мифов и праздников
Украденные символы: крест и христианство
И.Поляков: Чем можно заразиться в церкви?
Пять причин для сомнений в существовании Иисуса
Это кто у нас там сегодня родился? Чье же все-таки рождение празднуют верующие
Русская культура и Православие. Что общего?
Быль про «инока» Пересвета. Или как церковь к русскому подвигу примазалась
О святом православном инквизиторе Иосифе Волоцком. Как христиане атеистов прощали

Раздел "Религия" сайта "Русколань"

 

К началу страницы
 

РУСКОЛАНЬ