Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.


Наша подлинная национальность – православие?
(статья и критика)


"Настолько ты русский, насколько православный, и настолько православный, насколько монархист"
Достоевский Ф.М.

Священник Сергий ЗАРУЦКИЙ.
Наша подлинная национальность – православие

Источник: Интернет-журнал "Русский вопрос", rusvopros.ru, 19.06.2012г.

О духовной жизни в русском национальном государстве

В последнее время достаточно часто появляются дискуссионные материалы о духовной жизни в национальном государстве. Людей беспокоят унификация жизни, массовая культура, процессы глобализации. Всё это грозит утратой национальной культуры, распадом национального самосознания, потерей национальной идентичности. Мы все понимаем, что народ, забывающий уроки истории, не знающий культуры и не оберегающий свою веру, обречён на вымирание.

Поэтому национальное государство в понимании многих становится главным инструментом духовного и физического сохранения и развития нации в мире разнообразных задач и смыслов.

Чем отличается народ от нации?

Если следовать классическим, а не марксистским понятиям, то нация – это народ, организованный в государство. Народ же можно определить как связанную одинаковым происхождением и языком культурную и религиозную общность людей, являющуюся носителем особой формы восприятия жизни, отражающей уровень богопознания данным народом.

Критерием эффективности национального государства является текущее состояние нации: её духовное и физическое здоровье, творческие способности, интеллектуальный потенциал, волевые качества и работоспособность, состояние нравственности, национальные идеалы и ценности, а также демографические показатели, средняя продолжительность жизни людей, уровень и качество этой жизни, удовлетворённость ею, состояние национальной культуры. Но, конечно, главное – духовная составляющая жизни нации, её идеалы, ценности и смыслы существования.

История показывает, что были нации, которые исчезли с лица земли, например шумеры, ассирийцы, а некоторые исчезают сейчас. Есть народы, которые рассеялись, но вновь обрели в новейшее время свою государственность, например евреи, создавшие государство Израиль. Есть народы, которые никогда не имели государственности, например курды. Да и не каждый народ может выстроить собственное государство как инструмент реализации своих национальных интересов. Есть народы, которые и не пытались это делать. А также те, которые выстраивают квазигосударства, которые не могут или не хотят отстаивать свои национальные интересы. Есть государства, которые выживают за счёт других государств, используя механизмы паразитирования на идеологических, религиозных и духовных противоречиях, существующих в настоящее время. И современный мир, и историческое прошлое демонстрируют достаточное разнообразие государственных образований. В связи с этим и возникает вопрос: а нужна ли России такая форма, как национальное государство? Рассмотрим некоторые аргументы «за» и «против» возможной трансформации российского государства.

Нужно ли России национальное государство?

На постсоветском пространстве все вновь образованные страны осуществляют строительство своих национальных государств. Все, кроме России. Это и Латвия, и Литва, и Эстония, и Молдавия, и Украина, и Белоруссия, и Грузия, и Армения, и Азербайджан, и Казахстан, и Узбекистан, и Киргизия, и Таджикистан.

Во всех этих республиках во главу угла ставятся интересы коренной или основной нации. Это сохранение языка, культуры, обычаев, национального характера.

Нужно ли это нам? Ведь мы вроде и так ведущий, основной этнос. Но посмотрим, в каком состоянии сегодня находятся важнейшие сферы русской жизни. Они в упадке. И поэтому сторонники модернизации хотят представить Россию как государство с многоэтнической российской нацией, то есть все мы – и русские, и татары, и башкиры, и якуты – одна нация: россияне (В. Тишков). Но эта логика очень похожа на искусственные построения, опыт которых в форме «советского народа» мы недавно проходили. Наступать на те же самые грабли нет резона.

Далее сторонники модернизации утверждают, что не функция государства – заботиться о сохранении этноса, что традиционная вера и культура стали тормозом для современного русского человека. Так ли это?

В 2008 году Россия празднует 1020-летие крещения Руси. Сорок поколений русских людей формировались в атмосфере православия. И только последние два-три поколения воспитывались в условиях государственного атеизма. И если по состоянию на 1991 год с православной культурой отождествляли себя не более четверти населения России, то уже в 2008-м таковыми себя считают 75% (по данным ВЦИОМ).

Таким образом, эксперимент под названием «новая вера – государственный атеизм» провалился. Духовной основой русского народа было и остаётся православие. Да и как отказаться от него, ведь оно сформировало наш духовный строй. «Русский – это значит православный», – писал Ф.М. Достоевский.

Но какова роль русского народа, русского государства? И каково отношение русских к другим народам? Быть может, стоит опасаться русского национализма? Ведь в ряде государств мы видим проявления, которые оборачиваются серьёзными проблемами для других народов, проживающих рядом с государствообразующей нацией.

«Народы, как люди, неповторимы, – писал ныне покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. – Дарования Божьи каждому из них определяют его роль и место в истории человечества. Русскому народу определено Богом особенное служение, составляющее смысл русской жизни во всех её проявлениях. Это служение заключается в обязанности народа хранить в чистоте и неповреждённости нравственное и догматическое вероучение, принесённое на землю Господом Иисусом Христом. Этим русский народ призван послужить и всем другим народам, давая им возможность вплоть до последних мгновений истории обратиться к спасительному, неискажённому христианскому вероучению. Понятие «русский» в этом смысле не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый признающий Богоустановленность этого служения, отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования независимо от национального происхождения».

Хорошо, а как насчёт веротерпимости православных к иноверующим?

«Истинная веротерпимость благоговейно чтит святую (православную. – Прим. авт.) веру, ревнует о чистоте и славе её, радуется возвышению её, – писал святитель Феофан Затворник, – но при этом даёт место близ неё и другим верам, не потому, что считает их равночестными и спасительными, а по нисхождению к заблуждающимся. Она не теснит, не гонит, не преследует; но вместе не упускает случая с любовью указывать заблуждение и предлагать свободному убеждению и совести выбор лучшего».

Поэтому именно в условиях доминирования православия только и существует исторически стабильный межконфессиональный мир, и именно только в православной стране возможна свобода убеждений, свобода совести, свобода веры. Так же как только в национальном русском государстве малые народы сохранили и свою культуру, и свою веру.

В действительности ни у кого из иноверных и атеистов не существует страха перед православием как верой, но есть метафизический страх встречи с правдой, с подлинностью, справедливостью, как есть и страх живущих в темноте от встречи со светом.

Сегодня особенно важно понимание русским народом своей вечной национальности – православия. Чтобы русские люди не впадали в ложный стыд тысячелетней веры своей, а гордились ею. Теперь для нас главное, чтобы «русский народ был весь в православии, больше у него нет ничего, да и не надо, потому что православие – это всё» (Ф.М. Достоевский).

Православие – вот подлинная национальность русских. Будет православие – будет у нас и национальная жизнь. Уйдёт православие из жизни русского народа – исчезнут с лица земли и русский народ, и Россия. Ибо вне православия нет России, так как без русских не состоялось бы такое государство.

Это хорошо понимают и наши противники. Ведущий идеолог современной русофобии З. Бжезинский сформулировал в качестве главной цели Запада после уничтожения СССР уничтожить Православную церковь.

Новый мировой порядок они планируют строить без России и на обломках России, а для этого надо лишить нашу страну её души – православия.

Тяжёлые страдания русского народа есть прежде всего следствие измены России своему предназначению, отказ от своей души – православия, от своего предназначения – хранить в чистоте христианское вероучение для спасения всех народов. Ведь какая польза русским обрести благорасположение всех народов и богатства всего мира, а душе своей – православию – повредить?

Отклик на статью

Источник: bogunemilforum.mybb2.ru.

Моё отношение к изложенному в статье слишком долго высказывать, поэтому ограничусь одним пунктом. Автор сказал, что: "Православие – вот подлинная национальность русских".

Ценность данного утверждения я и предлагаю рассмотреть, ибо во что угодно, может верить каждый дурак, а человек с мозгами, должен сперва оценить насколько вескими являются основы того, во что ему предлагают поверить.

Для начала обращу внимание на ряд несуразиц.

Несуразица первая: утверждение построено по шаблону «национальностью является не нация, а религия». С таким же успехом могу сказать, что истинной верой католиков, является бритьё.

Во-вторых: получается, что называя себя русскими, мы «шифруемся». Такой себе национальный псевдоним.

В-третьих: данное бредовое утверждение противоречит призыву автора, относящееся к представителям других наций, присоединяться к русским (которые на самом деле никакие не русские, а православные), чтобы тоже поучаствовать в великой миссии русского народа (хотя только что было сказано, что русский – это прикрытие, а на самом деле он не русский, а православный).

Может стоило просто сказать, что «давайте будем проповедовать православие всем людям», вместо того, чтобы городить огород?

Косвенно из данного утверждения получается, что хотя русские просто обязаны быть православными, то другим это желательно, но необязательно, что противоречит Евангелию.

Теперь рассмотрим следующий аспект: если, в соответствии со словами автора, русский может быть только православным, то получается, что неправославные, русскими не являются. Кем они в таком случае должны называться, наш «теоретик» умалчивает. Следовательно, до крещения любой русский не русский, а не понять кто. И до крещения Руси русских не было. Тогда интересно: как можно было крестить Русь, если те, кого крестили, русскими не являлись?

А теперь посмотрим как смотрели на понятие «русский», великие мужи прошлого, и в какую связь с православием, они это понятие ставили.

Для начала следует упомянуть, что и католики и мусульмане и византийские православные историки и деятели церкви, говоря о жителях Языческой Руси, всегда называли их россами, росами, русами, русинами, ничуть не смущаясь того, что они были язычниками и в соответствии с обсуждаемой теорией, русским быть не могли.

Далее интересно проследить, как увязывали византийские православные, понятия «русский» и «православный». В свете того, что Языческая Русь, была крещена в византийское православие, к мнению византийцев, следовало бы прислушаться.

Примеров тому множество, но ограничусь одним – мирным договором Олега Вещего с Византийской империей.

В сём договоре, записанном православными греками-византийцами, постоянно встречаются обороты типа: «если украдёт что русский у христианина или наоборот, христианин у русского…» То есть, текст договора не только считает некрещёных русичей полноценными русскими, но и вполне намеренно и определённо, разделяет русских и христиан.

Более того, договор подчёркивает, что христианин и русский – разные понятия. Знает ли об этом общеизвестном договоре автор обсуждаемой «теории» - мне неведомо.

Теперь интересно будет посмотреть, как увязывали христианство и русскую национальность священнослужители православной церкви, которую они сами, почему-то назвали русской. Когда Иван Третий, попытался привить церкви нестяжательство, которое церковь на словах так рьяно проповедует, то православные священники, возражая, обратились к нему следующими словами: «В вашем Русийском царстве…». Комментарии, как говорится – излишни. Православные служители не только не причисляли самих себя к русским, но и Русь своей страной не считали.

Дальше: посмотрим в самое святое, что есть для каждого православного в частности и для всех христиан в целом – в Библию. Узнаем, насколько соответствует обсуждаемая теория Библии, если конечно для нашего «теоретика», Библия всё ещё является Священным Писанием.

Для начала: наш теоретик настойчиво пытается приписать русским какую-то особую мессианскую роль в жизни человечества. Однако, единственный народ, которому Библия приписывает вышеуказанные свойства – это евреи. Ни о каких других «народах просветителях» в Библии нет ни слова. Более того, все остальные нации Библия обычно называет одним словом - «гоим», которое в своей самой мягкой трактовке, означает «народы». Уж если бы русским и впрямь отводилась такая значительная роль в распространении христианства, то думаю, что Библия об этом, хоть что-нибудь да напророчила. Однако, таких пророчеств там нет.

Впрочем, есть одно. О нём наши православные служители, пытающиеся порой доказать, что русские являются большими христианами, чем сам Христос, предпочитают умалчивать: это пророчество из книги Иезекииля. По-моему, из 38 главы.

Там сказано, что в конце дней, «народ Рош, от пределов Севера», соберёт свою и союзную армию, чтобы пойти войной на «божий народ» (под этим термином, одни подразумевают евреев, другие - христиан) и с которым будет вынужден вступить в противостояние сам Бог Авраама, Исаака и Иакова.

То есть, русским Библия отводит роль весьма далёкую от проповеди евангельских истин.

Есть ещё и пророчество из книги Откровения, где сказано, что после тысячелетнего царства Христа (ох уж, мне, эти тысячелетние рейхи!), Сатана будет выпущен на волю и начнёт собирать под свои знамёна народы. И в первую очередь – Гога и Магога. Согласно Библии, Гог – это князь Роша (!), Мешеха (Меска, которого обычно увязывают с Московией) и Фувала. Магог – это земля, на которой проживают эти народы. Как видите, Иоанн Богослов, опять отводит русичам совсем не христианскую роль.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что если и есть какой-то наиболее антихристианский народ, то это «северный, воинственный народ Рош».

Дальше посмотрим, что говорит Библия, о национальной принадлежности принявших христианство.

Нашему теоретику, прежде чем стряпать скороспелые теории, для начала, следовало бы хоть раз внимательно прочесть Новый Завет. Это совсем нетрудно – всего-то 300 страниц. Уверен, что он справился бы.

Новый Завет говорит, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа». То есть, ставший частью тела Христова (коим считается всякий христианин), утрачивает всякую национальную принадлежность. Иными словами, христианство интернационально, глобалистично, антипатриотично и всякие попытки утверждать, что какой-то народ является особо христианским, значит противоречить Библии, что оттягивает ересью.

Дальше: хотя апостолы и провозглашают вненациональность христиан, однако для одного народа они отвели всё же несколько привилегированное место. И это совсем не русские, а иудеи, потому, что согласно Новому Завету, именно «от иудеев спасение» (напомню, что и Христос и его апостолы, разнёсшие это учение по миру, были иудеями).

Прочим же народам Новый завет предписывает не гордиться своим христианством и не превозноситься над отвергшими его иудеями, а наоборот, благодарить Бога Авраама и отпрысков оного за то, что дал возможность неевреям быть привитыми к иудейскому древу. Тем же, кто превозносится, угрожают карой Божьей, говоря, что если Бог свой народ жестоко наказывает, то тех, кто является всего лишь «привитой ветвью», он накажет ещё быстрее.

Кроме того говорится, что «спасение» предназначено, «во-первых иудею», а потом уж всем остальным, что опять указывает на главенствующее положение евреев (а не русских). Так и хочется сказать словами из «Скотного двора»: «все животные равны, но некоторые из них – равнее».

Да и то обстоятельство, что христиане нееврейского происхождения, уподобляются чужим ветвям, которые были привиты к иудейскому древу, наводит на мысль, что не православие, является истинной национальностью русских, а иудей является истинной национальной принадлежностью христиан.

В подтверждение этому можно привести слова апостола Павла, о том, что «не тот иудей, кто таков по наружности (т.е. по происхождению – прим. Сына Ярости), а тот, кто по духу» (т.е. – христиане. – прим Сына Ярости).

По аналогии с евреями, которых Библия часто просто называет обрезанными, христиан Библия часто называет «людьми с обрезанным сердцем», что опять таки, указывает на духовную связь христиан с евреями.

Можно добавить ещё и то, что сам термин «православный» - это калька с еврейского «йехудим», что означает «истинный, правоверный иудей». Дело только в том, что еврейское имя Иуда (Йехуд, по еврейски), переводится на русский, как «слава». Вот и получилось, что при переводе, «правоверный иудей», превратился в «православного».

И таких мест писания можно приводить ещё великое множество. Но я ограничусь только одним. Тем самым, в котором на тему особых народов говорит сам основатель христианства – Христос. Когда язычница-нееврейка подошла ко Христу и попросила исцелить её дочь, то он ничтоже сумяшеся отказал ей, сказав, что «не годится брать хлеб у детей (иудеев) и бросать псам» (прочим народам). И согласился исцелить её только после того, как она признала себя таковой, сказав, что и псы порой получают крохи с иудейского стола. Так что, если бы автор обсуждаемой теории мог бы высказать её Христу, то он сказал бы, что если русские и являются какими-то особыми, то только особыми псами.

После всего упомянутого выше, любому становится ясно, что:

А) Русский является русским и без православия.

Б) Если какие-то русские и имеют право называться (с религиозных позиций) самыми настоящими русскими, так это те, которые почитают Русских Богов, т.е. русские язычники.

В) С точки зрения Библии, если русский народ и имеет особую роль в христианстве, то эта роль – антихристианская.

Г) Ни один народ в теле Христовом не имеет права на особое место, кроме иудеев.

Д) Христианство имеет иудейские корни и каждый христианин должен помнить это и быть благодарным Богу евреев за то, что он дал возможность ему стать ветвью привитой к этим иудейским корням.

Е) Если христианин и имеет национальную принадлежность, то этой принадлежностью является «иудей».

Ж) Обсуждаемую «горе-теорию», следует признать бредом, а с точки зрения христианства, возможно, даже ересью.

P.S. Трудно даже представить, какое будущее ждёт православие, если его служители знают Священное писание хуже, чем я, нехристь, и несут подобные бредни.

P.P.S. Автору этой бредовой теории, настоятельно советую:

А) Покаяться в своём грехе,
Б) Перечитать Библию или заново пройти обучение в духовной семинарии.

Сын Ярости

О чтении

Источник: Живой Журнал http://urgor.livejournal.com/

Случилось мне тут пообщаться со своим старым знакомым, который недавно обрел "свет веры Христовой"© и безоговорочно "впустил Христа в свое сердце"©. И как всякий неофит, он очень увлечен своим новым знанием/состоянием, пытается транслировать его всякому, кто оказывается поблизости. Ну и среди прочего он рассказал что они читают Евангелие и Библию всей семьей и постоянно. Взрослые в оригинальном тексте, детям в адаптированных вариантах. Ну и "вишенкой на торте" выдал что, "русский значит Православный, а кто не Православный, тот и не русский"©. Я многое научился пропускать мимо ушей и не реагировать - мало ли как человек решил свою психику и интеллект насиловать - его право. Но вот когда кто-то хочет за меня начать определять мою национальную принадлежность и принадлежность моих детей - вот тут я взорваться могу... Не взорвался, но решил чуточку поучить уму-разуму и задал всего два вопроса:

- Скажи, а ты считаешь русские былины о богатырях важной частью русской культуры?
- Конечно!!!
- Скажи, а ты своим детям читал их? Сам перечитываешь регулярно? Или у вас в доме в почете только фольклор малых переднеазиатских народов?
- ...........


Ну вот собственно и ответ про русскость и Православие. Не является вероисповедание признаком, определяющим национальность. А в некоторых случаях вероисповедание как раз способствует утере тех самых, национально-определяющих признаков...


Иудаизм христианской РПЦ.

Другие интересные материалы:
Русская культура и Православие. Что общего?
РПЦ и ФМС подписали соглашение о сотрудничестве. Не может находиться в стороне от проблем адаптации мигрантов
Патриарх Кирилл: Русских "слабаками" воспитала церковь для общего блага
Война, Гундяев и немцы
О Православии и прогрессе (полемические заметки)
Религия Авраама, Исаака и Якова (сборник заметок)
Христианство. Разорванная связь с природой
Быль про «инока» Пересвета. Или как церковь к русскому подвигу примазалась
"Русский обряд" венчания
Последование венчания (что говорит священник во время венчания)
О святом православном инквизиторе Иосифе Волоцком. Как христиане атеистов прощали
Откуда у РПЦ деньги на "200 храмов". Откровения священника
История: Антиправославная ответственность в Российской Империи

Раздел "Религия" сайта "Русколань"

 

К началу страницы
 

РУСКОЛАНЬ