Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.


Речь Патриарха Алексия II к раввинам г. Нью Йорка 13 ноября 1991 года


Патриарх Алексий II (в миру — Алексей Михайлович Ридигер, эст. Aleksei Ridiger; 23 февраля 1929, Таллин — 5 декабря 2008, Москва) —
епископ Русской православной Церкви; с 7 июня 1990 года — 5 декабря 2008 года — патриарх Московский и всея Руси.

Дорогие братья, шолом вам во имя Бога любви и мира!

Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени горящего тернового куста, и сказал: "Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова". Он Сущий - Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого завета его на Синае, который в Новом завете, как мы, христиане, верим, обновлен Христом. Эти два завета являются двумя ступенями одной и той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки. И через него воспринял Свое "человечество" от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий. Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова... И потому мы, христиане, должны чувствовать и переживать это родство как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Божия.

Очень выразительно высказался на этот счет выдающийся иерарх и богослов Русской православной церкви архиепископ Херсонский и Одесский Никанор /Бровкович/ в проповеди, произнесенной в Одессе более чем сто лет назад.

Главная мысль этой проповеди - теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной религиями. Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще "не вполне христиане", а иудеи потому отделяются от нас, что они " не вполне иудеи". Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство.

В основе выступления Архиепископа Никанора лежала идея взаимопонимания между Православной церковью и еврейством. Это стремление к сближению не было одиноко в нашей Церкви. Еще в 1861 г. епископ Нижегородский Хрисанф /Ретивцев/ призывал Церковь содействовать прекращению враждебности, установить отношения диалога с евреями. В таком же духе обращался к евреям в начале нашего века и архиепископ Николай / Зиоров /. "Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон - это наш закон, ваши пророки - это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами всегда в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами".

Исходя из таких вероучительных и богословских убеждений, иерархи, духовенство и богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждали всякие проявления антисемитизма, вражду и погромы в отношении евреев. Так, осуждая погром 1903 г. в Кишиневе, архиепископ Волынский Антоний /Храповицкий/ публично заявлял: " Жестокие кишиневские убийцы должны знать, что они посмели пойти против Божественного Промысла, что они стали палачами народа, который возлюблен Богом".

Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви - профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий - твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинений евреев в ритуальных убийствах. Очень много сделал для защиты евреев от антисемитских нападений со стороны крайних радикально правых организаций митрополит Санкт-Петербургский Антоний /Вадковский /. Мужественно защищали евреев от вражды и неправых обвинений со стороны антисемитских кругов многие другие наши иерархи и богословы: митрополит Макарий /Булгаков/, епископ Гродненский Донат /Бабинский/, епископ Виссарион /Нечаев/, архиепископ Серапион /Мещеряков/, архиепископ Макарий /Миролюбов/...

Отдельно надо сказать об участии в защите евреев против антисемитизма многих наших богословов и выдающихся религиозных мыслителей - например, Владимира Соловьева, Николая Бердяева, о.Сергия Булгакова.

Соловьев считал защиту евреев, с христианской точки зрения, одной из важных задач своей жизни. Для него еврейский вопрос не есть вопрос о том, хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, христиане. Для налаживания христианско-еврейского диалога много сделали наши знаменитые православные религиозные мыслители, евреи по происхождению, Семен Франк и Лев Шестов.

Однако не только знаменитые иерархи и богословы участвовали в этом благородном деле. Многие священники на местах активно защищали и спасали евреев от погромов и преследований. Во время второй мировой войны и нацистской оккупации духовенство и верующие нашей Церкви, рискуя своей жизнью, укрывали евреев. Классические примеры этого - мать Мария /Скобцева/, священники Дмитрий Клепинин и Алексий Глаголев, многие другие, о подвигах которых по спасению их еврейских братьев и сестер следует всем нам знать. Армия нашей страны в борьбе с гитлеровской Германией ценою жизни почти 20 миллионов победила нацизм, освободила оккупированные немцами страны Европы и тем предотвратила "окончательное решение еврейского вопроса", запланированное и жестоко проводимое нацистами на этих территориях, спасла евреев от полного истребления.

После второй мировой войны наша Церковь начала налаживать свои отношения, сотрудничество со всем христианским миром, со многими международными нехристианскими религиозными организациями и объединениями, в том числе и с еврейскими. Мы активно участвовали в деятельности Всемирного совета церквей, в частности, его комиссии "Церковь и еврейский народ", в работе международных конференций - в Москве были проведены две крупные международные конференции представителей христианских церквей и нехристианских мировых религий, где Русская православная церковь выступала с решительным осуждением милитаризма, расизма и антисемитизма.

К сожалению, сегодня, в трудное для нашего общества время, антисемитские настроения в нашей жизни проявляются довольно часто. У этих настроений, распространенных среди крайних экстремистов, правых шовинистических групп, есть питательная среда: общий кризис, рост национального обособления... Задача Русской церкви помочь нашему народу победить зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического национал-шовинизма. В этом трудном, но святом для всех нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер. Совместными усилиями мы построим новое общество - демократическое, свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто не желал бы больше уезжать и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога - Отца всех, Бога отцов ваших и наших.

С радостью я должен засвидетельствовать здесь, что желание вести сближающий диалог с Русской православной церковью всегда находило положительный отзвук и поддержку со стороны общественных и духовных руководителей еврейских общин в нашей стране. Из наиболее известных можно упомянуть Ицхака Бер Левинсона, который был отцом движения Гаскала / первая половина XIX в./ - движения высокой духовности среди евреев России. С предложением вести диалог между евреями и Русской церковью он обратился к архимандриту Христофору, ректору Кременецкой духовной семинарии на Волыни, где оба они жили и работали. Книга Левинсона о диалоге с православными "Довольно крови" была переведена на русский язык в 1883 г. и получила широкое распространение. Ее популярность напугала наших реакционеров, и они осудили ее в начале века как опасную для православного духовенства. В связи с еврейско-православным диалогом следует назвать еще несколько имен: раввина Шмуила Александрова из Бобруйска /Беларусь/ - знаменитого еврейского каббалиста, находящегося под влиянием Владимира Соловьева и убитого фашистами в 1941 году; раввина Лейб Иегуда Дон-Яхия из Чернигова /Украина/ - он испытал на себе влияние Толстого, которого часто цитировал в своих проповедях. Следует вспомнить нашего современного профессора Михаила Агурского из Иерусалима, знатока истории евреев в России, много сделавшего для нашего сближения. Недавно он приехал из Израиля в Москву на конгресс русской диаспоры и здесь неожиданно умер. Вечная ему память...

Вообще евреи в нашей стране с уважением относились к нашей Церкви и ее духовенству. Не случайно адвокатом митрополита Петербургского Вениамина в 1922 г. на суде по делу так называемых "церковных ценностей" был еврей Гуревич, который самозабвенно защищал митрополита...

На иконостасе нашего русского храма в Иерусалиме начертаны слова псалмопевца: "Просите мира Иерусалиму". Это сейчас то, что всем нам нужно - и вашему, и нашему народу, всем другим народам, ибо как Бог наш един Отец всех людей, так и мир - шолом - от Него, един и неделим для всех чад Его.

Нью Йорк, 1992.

Папа Франциск: внутри каждого христианина сидит еврей

Источник: news.israelinfo.ru, 14 июня 2014 года

Папа Римский Франциск I побил все рекорды «юдофилии», проявленные его предшественниками. Он согласился, что «внутри каждого христианина сидит еврей», и заявил, что «нельзя быть настоящим христианином, не признавая свои еврейские корни» — «не в расовом, а в религиозном смысле», пояснил понтифик. Подчеркнув сохраняющееся присутствие иудаизма в христианстве, Франциск пошел дальше Иоанна Павла II, назвавшего евреев «старшими братьями» христиан.

Франциск сказал, что ежедневно молится словами псалмов Давида, как еврей, а потом совершает обряд евхаристии как христианин.

В большом интервью испанской газете La Vanguardia понтифик выразил мнение, что диалог между иудаизмом и христианством должен включать исследование иудейских корней христианства и «расцвет иудаизма в христианстве». Папа признал, что это очень непростая и взрывоопасная тема, как он выразился, «горячая картофелина», но выразил уверенность, что «можно жить, как братья».

Папа высказался против любого религиозного фундаментализма, заявив, что в его основе всегда лежит насилие, а в наши дни насилие «во имя Бога» — это абсурд.

Франциск ответил и на вопрос, что побудило его отправиться в «глаз урагана» — на Ближний Восток. По словам папы, он поехал потому, что его пригласил президент Перес, и, зная, что его президентский срок заканчивается, понтифик был вынужден поспешить. Он сказал, что каждый христианин должен побывать на Святой Земле, так как там «все началось», там «небеса спустились на землю», и «можно ощутить, что ждет нас в будущей жизни, в Небесном Иерусалиме».

Папа Римский Франциск в Иерусалиме посетил Храмовую гору и Стену плача,
где одновременно обнялся с евреем и арабом


Папа Римский возле Стены Плача.

Источник: newsru.com, 26 мая 2014 г.

Папа Римский Франциск во время второго дня своего визита на Ближний Восток утром 26 мая посетил Храмовую гору и Стену плача в Иерусалиме. В связи с визитом Папы в Старом городе были введены особые меры безопасности. Для обеспечения порядка были задействованы 8500 сотрудников полиции и пограничной службы. В небо были подняты полицейские вертолеты.

На Храмовой горе, которая является священным местом как для мусульман, так и для иудеев, понтифик повстречался с лидерами мусульманской общины Иерусалима и призвал мусульман, христиан и иудеев работать вместе "ради справедливости и мира". "Будем уважать друг друга и любить друг друга как братья и сестры", - сказал понтифик.

Затем Франциск посетил Стену плача. Когда он подходил к ней, были слышны крики людей, выступавших против его визита. Но в целом пока визит проходит без серьезных инцидентов, сообщает NEWSru Israel. Папа Римский выслушал рассказ о значении этого святого места для еврейского народа и вложил записку в Стену плача. Отойдя от Стены, Франциск обнялся со своими друзьями - евреем и арабом.

Из Старого города понтифик направился на гору Герцля - самую высокую точку Иерусалима, где расположено национальное кладбище Израиля. Там он возложил венок на могилу провозвестника еврейского государства - Теодора Герцля.

Затем в планах главы римско-католической церкви - посещение музея Катастрофы "Яд ва-Шем". В программе визита также встреча с верховными раввинами Израиля, с президентом Израиля Шимоном Пересом и премьер-министром Беньямином Нетаньяху.

Папа Франциск завершит свой визит на Святую землю, отслужив мессу в Горнице Тайной Вечери.

Напомним, официальной целью визита понтифика является укрепление отношений между Римской Католической и Православной церквями, однако Франциск решил помочь и в урегулировании израильско-палестинского конфликта. Накануне он, встречаясь в родном городе Иисуса Христа Вифлееме с палестинским лидером Махмудом Аббасом, заявил, что следует создать отдельное государство - Палестину. Палестинские официальные лица также особо отметили, что Франциск - первый понтифик, который прибыл прямо на Западный берег, а не въехал на территорию ПА через Израиль, и расценили этот жест как знак признания их государственности.

А начал свой визит на Святую землю Папа Римский Франциск с посещения Иордании, куда прибыл 24 мая. Первую половину дня 25 мая Папа Римский провел в Вифлееме, а затем вылетел в Израиль. Вечером в воскресенье он встречался с представителями всех присутствующих в Израиле христианских конфессий.

Во время мессы в Вифлееме Папа Римский Франциск пригласил президента Израиля Шимона Переса и главу Палестинской народной администрации Махмуда Аббаса приехать в Ватикан, чтобы вместе помолиться о мире. В канцеляриях Переса и Аббаса подтвердили, что они приняли приглашение и вместе приедут в Ватикан в следующем месяце.

Фотографии по теме


Адольф Соломонович Шаевич (род. 28 октября 1937, Хабаровск) — главный раввин Москвы с 1980 года. В 1989 году назначен главным
раввином Советского Союза, в 1993 — России. Возглавляет организацию КЕРООР.
Патриарх Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев; 20 ноября 1946, Ленинград, СССР) — епископ Русской православной церкви;
с 1 февраля 2009 года — Патриарх Московский и всея Руси. По состоянию на 2018 год.


Попы и раввины очень любят друг друга.

Материалы по теме:
Говорят евреи. Еврей – это не национальность. Причины антисемитизма. Кто такие антисемиты?
Евреи — народ? Отвечает рав Ашер Кушнир (pdf)
Трамп помолился у Стены Плача в Иерусалиме (текст, фото)
Медведев прикоснулся к Стене Плача в Израиле (текст, фотографии)
Современная российская власть и евреи (сборник новостей)
Реконструкция внешнего облика евреев библейских времен с территории Израиля (pdf)
Еврейское гетто в столице Израиля. Фоторепортаж
«Евреев считали эксплуататорами русского народа». Кого черносотенцы причисляли к главным врагам России (pdf)
Евгеника в Израиле: неужели евреи тоже пытались улучшить человеческую породу?

Раздел "Религия" сайта "Русколань"

 


К началу страницы
 

РУСКОЛАНЬ