Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.


Что значит быть православным в России?

Источник: "Deutsche Welle" на русском, dw.com/ru, 09.04.2015. Автор Юлия Вишневецкая, Москва

По данным ВЦИОМ, 89 процентов православных в России отказались соблюдать Великий пост в 2015 году. DW разбиралась в особенностях российской религиозной жизни.

Количество православных россиян, по данным социологов, приблизилось к числу всего русского этнического населения. Фактически слова "православный" и "русский" стали синонимами. Однако далеко не каждый человек, называющий себя верующим, живет церковной жизнью. В частности, по данным ВЦИОМ, лишь 11 процентов россиян, причисляющих себя к православной церкви, в этом году соблюдали Великий пост. Во что на самом деле верят россияне? DW выясняла, как православная самоидентификация сочетается с отсутствием религиозных практик.

"В голове наших верующих каша"

Согласно данным Фонда "Общественное мнение", число людей, называющих себя православными, достигло 72 процентов русского этнического населения. Но при этом лишь 4 процента жителей России регулярно посещают храм и принимают участие в церковных таинствах. Эти цифры подтверждаются и статистикой российского МВД, сотрудники которого охраняют общественный порядок вокруг церквей в дни крупных религиозных праздников. По подсчетам полиции, лишь 2-4 процента россиян посещают храмы в такие дни. Так, например, последнюю рождественскую службу в ночь на 7 января 2015 года по всей стране посетили только 2,5 миллиона человек.

С религиозными убеждениями у российских верующих тоже не все просто. Опрос, проведенный "Левада-Центром" в 2010 году, показал, что 60 процентов православных не считают себя религиозными людьми. Более того, только около 40 процентов уверены в существовании Бога. А 30 процентов православных вообще полагают, что Бога нет.

Руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-центра" Наталия Зоркая не видит в этом ничего экстраординарного. По ее словам, долгое время православная идентификация служила определенной заменой для несложившейся позитивной русской национальной идентичности. "Сегодня утверждение "я - православный" крайне редко подразумевает религиозность", - пояснила Зоркая DW.

Даже на Пасху, отмечает эксперт, большинство пришедших в храм не участвуют в самой литургии, а просто ставят свечи, молятся, освещают куличи, заказывают требы и, как правило, весьма смутно представляют себе смысл православного вероучения. Социолог убеждена, что в стране по-прежнему сильны пережитки язычества - обрядоверие, магическое сознание. "В машинах у всех иконки, в больницах - иконки, всюду иконки. Это массовое явление, которое совершенно не свидетельствует о вере. В голове наших верующих полная каша", - говорит Зоркая.

Эксперт убеждена, что церковь уделяет мало внимания просвещению своей паствы. "РПЦ удивительно архаична, она разговаривает с верующими на непонятном им языке. При этом в обществе действительно есть запрос на приобщение к каким-то высшим ценностям. Но люди не могут удовлетворить эти запросы через церковь", - констатирует социолог.

"Математик говорил, что компьютеры от дьявола"

Как оценивают свою религиозность сами православные? Филолог Валерия В. в разговоре с DW призналась, что относится к своей вере не слишком серьезно. "Я очень редко хожу в церковь. Только иногда на Рождество и на Пасху", - поделилась она с DW.

В детстве Валерия посещала православную школу. "Слава богу, меня оттуда забрали. Каждый урок начинался и заканчивался молитвой. А учитель математики говорил, что компьютеры от дьявола", - рассказывает она. Валерия убеждена, что посещала бы храм значительно чаще, если бы там происходила какая-то общинная жизнь, а не только богослужения: "Мне очень хотелось бы, чтобы в церкви была какая-то деятельность, которая связывает людей не только духовно, но и социально. Было бы прекрасно, если бы у меня там были какие-то дела, какая-то ответственность".

Финансист Анастасия Ф. признается, что потеряла интерес к религии. "Меня покрестила бабушка втайне от отца, который был ярым атеистом, - рассказывает Анастасия, - В детстве я действительно искренне верила в Бога, и эта вера наполняла мою жизнь каким-то смыслом". Однако сегодня она не может назвать себя верующим человеком. "Хотя в церкви бывать мне по-прежнему нравится. Но в основном — с эстетической точки зрения", - рассказывает она.

На исповеди и причастии Анастасия была всего дважды в жизни. Первый раз оказался крайне болезненным: "Я исповедовалась в Соловецком монастыре, и священник очень жестко меня ругал. Если его послушать, то ничего в жизни нельзя - ни пить, ни курить, ни сексом заниматься..." Тем не менее, дочь свою Настя покрестила: "Сама не знаю, почему. Наверное, это какое-то автоматическое действие".

"Главное - читать Евангелие"

Настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов старается не судить единоверцев строго. "У людей разный уровень веры и разные возможности. Для кого-то вера является центром их жизни, а для кого-то - на всякий случай. Между этими крайностями существуют всевозможные переходы", - сказал он DW. Борисов убежден: "Даже очень далекий от веры человек может в какой-то момент внезапно обратиться к Церкви".

Комментируя данные о посещениях храмов, священник напомнил, что важнее для христианина читать Евангелие и стараться по нему жить. "Наш современник не может называться культурным человеком, если он не читал Евангелие. Ему в значительной мере будет непонятна наша литература, сюжеты множества картин, опер и других произведений искусства", - считает Борисов. Но на практике даже вполне образованные люди Евангелие никогда не читали. "Это, на мой взгляд, просто духовная леность. Потому что прочесть четыре маленьких книжечки совсем не трудно", - убежден священник.

Известный богослов протодиакон Андрей Кураев не видит в сложившейся ситуации ничего необычного: "Далеко не все члены Политбюро ЦК КПСС читали Маркса. Говорят, что Суслов точно читал, и за это Брежнев его уважал. Потому что сам он Маркса не мог осилить".

В России 20-30% активных православных христиан - протоиерей Всеволод Чаплин

*** В Конституции нет принципа отделения церкви от государства

Москва. 17 декабря 2015 года. ИНТЕРФАКС - Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин оценивает число активных православных россиян в 20-30%.

"Нас в стране большинство - большинство крещенных в православии людей. Можно спорить о том, сколько среди граждан России тех, кто думает по-православному и действует по-православному, но нас вовсе не два процента, не пять процентов активных православных христиан", - заявил священник на встрече с прихожанами Елоховского собора Москвы.

Как отметил он, по данным самых разных опросов и по его собственному опыту, "достаточно очевидно, что от четверти до трети населения России - это люди, которые имеют в достаточной степени православную религиозную практику".

"Это от двадцати до тридцати процентов населения страны", - полагает священник.

По его убеждению, православные в России могут "вести себя как хозяева того мира, в котором мы живем".

"В этом нет никакого клерикализма, основания для тех пугалок, которыми периодически нас кормят некоторые СМИ, политики, коридорные и кулуарные шептуны и общественные деятели. В чем смысл этих пугалок? Придут попы и захватят всю власть. Не стремятся попы во власть, это им не нужно. Мне иногда предлагали стать каким-то чиновником, и я всегда самым решительным образом отказывался даже от начала разговоров на эту тему", - рассказал представитель Церкви.

Он указал на то, что в Конституции нет принципа отделения церкви от государства.

"Есть принцип отделения религиозных объединений от государства. Церковь шире, чем религиозные объединения. Церковь - это огромное количество людей, в том числе мирян, которые могут и должны как православные христиане занимать должности во власти, участвовать в политической и общественной жизни, высказывать свое мнение по всем вопросам, особенно относящимся к нравственности, справедливости"

Кроме того, добавил он, в Основном законе страны "в помине нет" и принципа отделения школы от церкви.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Статистика "Православной" России. Архив новостей
Откуда у РПЦ деньги на "200 храмов". Откровения священника. Государственный рэкет в Калуге
Антрополог Жанна Кормина — о том, зачем РПЦ новые и старые храмы
Почему люди охладевают к церкви, и с чем не согласны многие ее молодые адепты
Протоиерей: Истинных христиан в России — 3%
Равнение на патриарха. Кое-что об иерархии церквей в России
Протоиерей Чаплин пообещал добиваться определяющей роли РПЦ в стране. Принят закон о неподсудности священных книг
Кураев о «голубом скандале». Церковный суд обвиняет Кураева
Признать религиозные организации коммерческими структурами и обязать платить все налоги
"Глебыч! Я нормальный, но так полагается". Православие в России — не более чем социальный обряд

Раздел "Религия" сайта "Русколань":

 

К началу страницы
 

РУСКОЛАНЬ