Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.


В Петербурге 18 сентября 2015 года открылась скандальная
выставка-анатомический театр «Тело человека»


Тело человека. Увидеть, чтобы понять. Научно-познавательная выставка.

Все тела и части тел на выставке забальзамированы по уникальной технологии бальзамирования, разработанной доктором медицинских наук Иваном Гайворонским.

- Удаление жира и воды, остается 35 процентов воды, которые мы заполняем медицинским силиконом и отверждаем, - говорит ученый.

Ученый осторожен в определениях и называет то, что выставляется на витринах «объектами». Медицинская этика - одно из основных правил в работе. Ученый сравнивает себя с художником - говорит, часто берет кисть и добавляет краски в кровеносную систему.

По словам Гайворонского, цель его работы как ученого - просветить, как медика - напугать. Один из экспонатов выставки - легкие курильщика.

На выставке нет ни одного тела человека, смерть которого вызывала или вызывает подозрения полицейских. Люди сами завещали себя науке. Иван Гайворонский собирал свою коллекцию 20 лет. Первой выставки, которая была 10 лет назад, уже не существует. По закону даже из анатомического театра органы должны быть захоронены.

Танцующие трупы доктора Хагенса

Самый известный музей «трупов» в мире создал Гюнтер фон Хагенс — на его выставках мертвые тела не просто выставлены на всеобщее обозрение, но и сплетены в танце, сидят на велосипеде. В Петербург Хагенс так и не доехал — запланированные гастроли немецкого анатома отменились, потому что его «препараты» не пропустила российская таможня.

— Мы не делаем из анатомии шоу, — говорят ученые из Военно-медицинской академии. — Наши цели — исключительно образовательно-просветительские. Вслед за виднейшими анатомами Санкт-Петербурга мы готовы повторить: «Демонстрируемый фон Хагенсом подход дискредитирует значимость технологии полимерного бальзамирования, чьей истинной целью является улучшение качества образовательного процесса и медицинского просвещения населения».

Православные активисты Петербурга требуют запретить выставку анатомии

Источник: Русская служба новостей, 15.09.2015г., rusnovosti.ru.

Православные активисты Петербурга требуют запретить выставку анатомии

По их мнению, эстетика морга не должна входить в культурную программу северной столицы

Активисты движения «Народный собор» обратятся в прокуратуру Петербурга и к губернатору Георгию Полтавченко с требованием запретить анатомическую выставку «Тело человека», сообщил «Русской службе новостей» лидер организации Анатолий Артюх.

Очередной оскорблённый верующий Анатолий Артюх
Очередной оскорблённый верующий Анатолий Артюх.

В экспозиции из двухсот экспонатов усмотрели вред для психики посетителей.

«Эстетика морга — не культурная программа для северной столицы. Есть таинство смерти, в которое нельзя вмешиваться. Такие экспонаты могут нанести серьёзный психологический вред для зрителя, тем более для подростков», — пояснил Артюх.

В свою очередь, пресс-секретарь выставки Елена Григорович отметила, что экспозиция несёт исключительно образовательный посыл. «Мы не делаем из этого шоу, не издеваемся над мёртвыми людьми. Это учебное пособие. Посыл в том, чтобы показать истинный внутренний мир человека. Мы просто сравниваем здоровые и больные органы», — пояснили организаторы выставки.

Депутат Заксобрания Петербурга Андрей Анохин отметил, что как христианин он против того, чтобы тела умерших людей бальзамировали или мумифицировали. «В христианской традиции их хоронят», — подчеркнул зампредседателя комиссии по вопросам правопорядка и законности.


Андрей Анохин, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Как христианин он против того,
чтобы тела умерших людей бальзамировали или мумифицировали.

18 сентября в Петербурге откроется посвященная анатомии выставка «Тело человека», где на экспонатах из 200 трупов покажут работу мышц и органов. Авторы выставки отмечают, что технологию бальзамирования разработали на кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии им. Кирова.


Фрагмент из обсуждений новости.

Из истории. Фрагмент интервью с А.Г.Невзоровым

Источник: nevzorov.tv, 17.11.2010 г.

Вот возьмем 1824 год, чудесный год, правда? Пушкин, да? Победа в Отечественной войне 1812 года, вокруг музы, романтизм, стихи, Василий Андреевич Жуковский, Пушкин уже написал «Гавриилиаду», уже все чудесно, да?

Так вот, друг мой, в 1824 году на факультете анатомии Казанского университета произошел погром. Туда ворвался архиепископ Казанский, если не ошибаюсь, Амвросий и попечитель университета от министерства духовного просвещения, некто Магницкий, Михаил Магницкий. Все препараты анатомической коллекции были сброшены в специально заготовленные гробы, вывезены и под колокольное пение похоронены на специальном кладбище. Примерно четверть коллекции составляли препараты, изготовленные из коз, собак, свиней, лошадей. Более того, по правилам анатомии все препараты деперсонифицированы, т.е. они не имеют имен, это неизвестные люди неизвестного вероисповедания, неизвестных фамилий. И когда профессура Казанского университета попыталась, даже не возмущаться, а удивляться, 11 человек профессоров были немедленно уволены Магницким, попечителем университета, и Магницкий в ужасе от того, какое безбожие от анатомии произошло в Казанском университете, подал петицию-прошение в министерство просвещения с предложением снести Казанский университет вплоть до снесения стен.

Вот вам простой пример, 1824 год. Давайте посмотрим чуть позже. Давайте посмотрим на Михаила Сеченова и книгу «Рефлексы головного мозга». Как только книга была напечатана, тираж был арестован, петербургский митрополит Исидор потребовал, чтобы автора, Михаила Сеченова, отправили на Соловки, для покаяния. Книга была запрещена к продаже, и то название, под которым мы ее знаем – «Рефлексы головного мозга» – это название позднее, цензурное. Потому что подлинное название Сеченова – «О влиянии физиологии на психическую деятельность» – было запрещено как безбожие.

Это вам два простых примера взаимодействия с наукой.

Мощи


Мощи.

Мощи — останки христиан, причисленных после смерти к лику святых, являющиеся объектом религиозного почитания в исторических церквях. Почитание мощей в христианстве имеет древнее происхождение и упоминается в письменных свидетельствах со II века (см. История почитания мощей). Окончательно догмат почитания мощей святых и обязательность их помещения в алтари храмов был закреплён в 787 году на Седьмом Вселенском соборе (Википедия).

Культ мощей в христианстве

В каждом гробу есть будильник, и поставлен он на день Страшного суда.
(Рамон Гомес де ла Серна)

Источник: scisne.net.

Истоки культа мощей в христианстве

Как известно, одна из основных идей христианства - идея Воскрешения. Предполагается, что наступит день, когда бог сможет оживить всех некогда живших на земле людей, после чего произойдет некий Страшный Суд. К этому знаковому событию христиане готовились еще с первых веков существования своей веры. Желая быть рядом со своими близкими во время Воскрешения, люди строили в центре городов соборы, а вокруг них - городские кладбища. Мало того, с течением времени количество трупов в своеобразной коллективной могиле превысило все мыслимые и немыслимые пределы, поэтому добропорядочным христианам пришлось рыть уже гигантские квадратные ямы, куда штабелями складывали до 1500 тел. Первый слой, затем прослойка извести, второй слой и т.д.…

Жить в черте города стало просто невозможно: повсюду в воздухе витал трупный запах, пропитывая одежду, вещи, волосы. Такова картина христианского города IV в. Практически до VI в. захоронения устраивали даже в самом помещении церкви! По описаниям современников этих событий (см. книгу Ф. Арьеса "Человек перед лицом смерти"), иногда в храме просто невозможно было находиться и передвигаться - пол церкви представлял собой странное месиво из раскуроченных плит, под которыми совсем недавно захоронили очередную партию христиан. Стоит ли говорить, что с течением времени подобная практика вызвала шквал недовольств и протестов, поскольку данная христианская традиция вступала в конфликт уже с санитарией.

Известен ряд постановлений Соборов, которые регламентировали похоронные ритуалы и процедуры. К примеру, Брагский собор (563 г.) прямо запретил совершать погребения в церквях, разрешив хоронить у стен, но снаружи. Майнцский собор (813 г.) сделал небольшие исключения для епископов, аббатов и "верующих мирян" - с разрешения епископа и настоятеля церкви. Бесспорно, высшее духовенство желало быть и после смерти ближе к богу, поэтому разрешило хоронить епископов и аббатов внутри храма. И, также, "верующих мирян", естественно, за денежное вознаграждение.

Однако уже в 895 г. на Трибурском соборе было объявлено: "Если мертвые были захоронены прежде, чем церковь была освящена, пусть ее не освящают". Таким образом, фактически, запрещалось превращать кладбище в церковь, как это было до IX в. Кладбище для христиан, к слову, было чуть ли не самым главным местом в городе, своеобразным центром: там проводились собрания, устраивались ярмарки, влюбленные назначали друг другу свидания... До сих пор у христиан "в силе" праздник Радоница. В этот день толпы людей устремляются на кладбища, дабы помянуть своих усопших родственников, друзей, знакомых, устраивая прямо на могилах грандиозные пирушки.

А в 1581 г. состоялся Руанский собор, который разделил верующих на три типа, которые могли претендовать на престижное погребение в церкви. Сильно было желание находиться "под крылышком" у бога. Первый тип - так называемые посвятившие себя богу, второй - те, кто удостоился сана и почестей в церкви, третий - те, кто своей знатностью отличился служением богу. Только эти три типа "божьих людей" достойны были "элитного" погребения. Остальные довольствовались местом на общих кладбищах. Священники окончательно прибрали к рукам культ смерти.

В итоге всей "замогильной" политики христианского духовенства, к XIV в. во Франции количество трупов в центре города в несколько раз превышало всё живое население. Без сомнений, такое соседство вызывало недовольство, принимая во внимание тот факт, что Христос за 14 веков так и не оживил ни одного христианина, хотя и обещал. Пришлось как-то выкручиваться из ситуации, и в XVIII в. появляются первые постановления о переносе кладбищ на окраины городов. К счастью, через 300 лет города обрели современный вид, а опасное соседство живых с мертвыми практически было уничтожено.

Поклонение мощам

Особое и важное место в христианстве занимает поклонение останкам умерших праведников, или, говоря проще, мощам. У католиков в основном распространено почитание мощей (мумифицированные останки) или нетленных тел (т.е. не подверженным естественному разложению после смерти). Православные же несколько расширили эту традицию и поклоняются не только костям, но и обрывкам одежды трупов, отдельным частям тела и даже пеплу. Естественно, всё это выдается за некий "духовный акт". В частности известна работа профессора МДА И.В. Попова "О почитании святых мощей", опубликованная в "Журнале Московской Патриархии" (№1, 1997 г.). Статья приводит три причины, по которым православные должны почитать святые мощи.

Итак, по мнению профессора "останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам". Правда, в этом отношении, житии некоторых святых не всегда являются хорошим примером. Скажем, жизнь св. Александра Невского вовсе не кажется слишком уж праведной и достойной подражания. То же самое можно сказать и о ряде других "святых": преподобный Иосиф Волоцкий, например, призывал в свое время к жесточайшим казням еретиков, которые отошли от "истинно правильного" учения православной веры.

Во-вторых, И. Попов пишет: "Наряду с нравственно-назидательным почитанием мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое". Также он утверждает, что мощи святых являются "залогом" участия "небожителей" в молитвах, поскольку "в молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно - состоящее из людей, другое - из небожителей" (со ссылкой на слова одного из отцов церкви Оригена). Таким образом, именно поэтому "древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства". А, когда гонения на христиан чудесным образом ослабевали, верующие поскорее стремились воздвигнуть на месте погребения праведника усыпальницу. По правилам VII Вселенского собора (787 год) строить церкви без "полагания мощей" было запрещено. Нарушителей же предписывалось отлучать от церкви. Правило это неизменно соблюдается в православных храмах, кстати, и по сей день. Частицы мощей зашивают в специальный шелковый или льняной плат, покрывающий престол.

В-третьих, согласно богословской интерпретации необходимости поклонения мощам, еще одним основанием "служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил". Собственно, этот пункт и является самым фантастическим во всей упомянутой богословской системе, ибо мы прекрасно видели на примере В. Шуйского, который использовал мощи св. Дмитрия в качестве средства обращения народа в лоно православной церкви. Не гнушался царь в этом случае и простыми фокусами, дабы наглядно продемонстрировать "чудотворное" влияние останков.
Святые отцы о мощах

Антоний Новгородец: "...Есть монастырь святого пророка Илии и в нем церковь, и в ней мощей святых множество, и на праздник по всей церкви поставляют столы и на них возлагают мощи святых".

Кирилл Иерусалимский:
"Есть некая животворная и спасительная сила в телах праведников, когда мертвец, брошенный на гроб пророка Елисея, возвратился к жизни чрез одно прикосновение к его костям".

Иоанн Златоуст: "Бог для того и даровал нам останки святых, дабы руководить нас к подобной ревности, дать нам надежное прибежище и защиту противу зол, отовсюду нас окружающих".

Святой Иоанн Дамаскин: "Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовонное... Через мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всякое благое даяние от Отца светов нисходит на тех, которые просят с несомненной верою".

Ефрем Сирин: "Мертвые действуют как живые, врачуют больных, изгоняют демонов и силою Христа удаляют всякую непотребную силу, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа, совершающая в них все чудеса".

Исидор Пелусиот: "Если тебе неприятно, что мы почитаем прах тел мученических, спроси тех, которые от них прияли здравие, и познай, сколько болезней они уврачевали".

Иоанн Златоуст: "Бог для того и оставляет нам тела святых, чтобы дать нам надежное прибежище и защиту противу зол, отвсюду нас окружающих. Посему я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мирском несчастии, и в глубине греховной, теките сюда с верою, вы получите помощь и с великою радостию возвратитесь отсюда".

Иоанн Златоуст: "Тела святых ограждают город лучше всякой твердыни и, подобно высоким скалам, зримым отовсюду, не только отражают нападения видимых врагов, но и все козни и наветы демонов разрушают столь же легко, как сильный муж разрушает забавы детей. Подлинно все человеческие средства, употребляемые для охранения жителей, как то: стены, рвы, оружия, война и прочее, враг может преодолеть другими, еще сильнейшими средствами. Но если город защищен телами святых, то, сколько бы ни ухитрялись неприятели, не могут противопоставить им ничего равносильного".

Иоанн Златоуст: "Святые мощи - неисчерпаемые сокровища, и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют свое богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются".

В Москву привезли мощи Николая Чудотворца

Источник: gazeta.ru, 21.05.2015г.

Спецрейс из итальянского города Бари доставил 21 мая в Москву мощи Николая Чудотворца. Мощи христианского святого впервые за все 930 лет их пребывания в итальянском городе вывезены за пределы Италии.

Отмечается, что мощи святого впервые за 930 лет покинули папскую базилику итальянского города Бари. Договоренность о принесении части мощей святителя Николая была достигнута по результатам исторической встречи патриарха Кирилла с папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года.

Часть мощей хранится в выполненном из благородных металлов ковчеге, который покрыт защищенным стеклом. Почти тысячу лет до этого святыня хранилась скрытой в замурованной гробнице, под мраморной плитой весом более 30 тонн.

В 1087 году мощи святого были перенесены из Мир Ликийских (нынешняя Турция) в Бари, где по указу папы Римского Урбана II был построен величественный собор. С тех пор сюда прибывают тысячи паломников из разных уголков России.

Как отмечают специалисты, процедура отделения части мощей стала очень сложной задачей. «Крипта находится ниже уровня моря, и сами мощи расположены под тремя каменными блоками, которые были уложены еще в то время.

Между собой они сообщаются небольшими отверстиями диаметром 6 см», — рассказал ТАСС директор Института судебной медицины профессор Университета Бари Франческо Интрона, занимавшийся извлечением реликвии.

Именно через это отверстие с использованием медицинского оборудования и было извлечено левое девятое ребро святителя Николая. Многие отметили символичность выбора ребра, находящегося со стороны сердца, которое, по словам современников, горело любовью к людям.


Пассажиров московского метрополитена начали оповещать о том, где начинается очередь в храм Христа Спасителя,
где выставлены мощи Николая Чудотворца, передает АГН Москва. 24.05.2017г.


Верующие поклоняются ковчегу с мощами святителя Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя в Москве.


Священнослужитель поклоняется ковчегу с мощами святителя Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя в Москве.




Президент Владимир Путин после поздравления патриарха Кирилла с тезоименитством заехал в храм
Христа Спасителя и приложился к мощам святителя Николая Чудотворца. МОСКВА, 24 мая 2017 — РИА Новости.

Ранее: Президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев вместе поздравили патриарха Московского и всея Руси
Кирилла с именинами (днем тезоименитства), сообщается на сайте Кремля.

Мощам Николая Угодника в храме Христа Спасителя поклонилось 500 тыс. паломников,
очередь растянулась на 3 км

Москва. 8 июня 2017. ИНТЕРФАКС – Уже полмиллиона верующих поклонилось мощам святителя Николая за две с половиной недели их пребывания в российской столице.

"К сегодняшнему дню количество паломников достигло полумиллиона человек. Длина очереди достигает в среднем трех километров", - сообщил корреспонденту "Интерфакс-Религия" в четверг пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.

Среди паломников, пришедших в эти дни к мощам Николая Чудотворца, был и президент РФ Владимир Путин.

Согласно статистике, которую обнародовали организаторы принесения святыни в Россию, в разные дни поклониться мощам святого Николая в храм Христа Спасителя приходит от 18 тыс. до 48 тыс. человек. Среднее время стояния в очереди составляет порядка девяти часов.

В храме Христа Спасителя святыня будет доступна для паломников до 12 июля, а с 13 июля по 28 июля она будет находиться в Петербурге.

Мощи святого Николая, хранящиеся в папской базилике Бари, впервые в истории были доставлены в Россию 21 мая. За все 930 лет пребывания мощей в Бари они никогда не покидали города. Принесение святыни стало возможным благодаря договоренности между папой Франциском и патриархом Кириллом по итогам их встречи в Гаване в феврале прошлого года.

25 храмов в Москве, в которых есть мощи Николая Чудотворца

21 мая 2017 года в Москву из итальянского Бари доставили мощи одного из самых почитаемых христианских святых — Николая Чудотворца; они впервые за 930 лет покинули город. С 22 мая по 12 июля верующие смогут приложиться к ковчегу со святыней в храме Христа Спасителя. За два дня к мощам отстояли очередь 20 тысяч человек. При этом в Москве есть еще 25 мест, где каждый день и совершенно без очереди можно приложиться к мощам того же самого святителя Николая — о них 23 мая написало издание «Православие и мир».


25 московских храмов, где есть мощи святителя Николая Чудотворца, pravmir.ru.


Фрагмент мощей, который доставят в Петербург.

Где есть мощи Николая Угодника в Петербурге и Ленобласти

C.-ПЕТЕРБУРГ, 16 июля 2017 года — РИА Новости. Поклониться мощам Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге за три дня пришли 66,5 тысячи верующих, сообщает в воскресенье городской комитет по печати и взаимодействию со СМИ. Мощи были доставлены в Петербург 13 июля и выставлены для поклонения в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры до 28 июля.




Очередь к мощам Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге.

Ватикан запретил использовать части тел святых в кощунственных обрядах

Источник: gazeta.ru, 17.12.2017г.


Папа Римский Франциск. Рождественская месса в соборе Святого Петра в Ватикане Gregorio Borgia/AP.

Власти Ватикана обновили список правил по использованию останков святых, а также лиц, которые рассматриваются на возможность произведения в святые, передает Associated Press.

В частности, сообщается, что в правилах был введен жесткий запрет на торговлю зубами, волосами и другими частями тел святых, ввиду участившихся случаев их продажи на интернет-аукционах. Также было запрещено использование частей тел святых в кощунственных обрядах.

Отмечается, что также были внесены изменения в раздел правил, касающийся вопросов кремации и перевозки тел святых.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
"Если посчитать все ребра святого Николая, разбросанные по миру, их будет около 200"
Фальшивые мощи - обман, длящийся веками
Православные против «сатанизма»
Отношение церкви к сфере науки и просвещения (иллюстрации)
Статистика "Православной" России. Архив новостей
Счетная палата и РПЦ. Министерство здравоохранения и РПЦ. МЧС и РПЦ. Миллиарды рублей на реставрацию храмов
"Духовная" кампания против абортов набирает обороты
О финансировании православных школ и внедрении "Основ православной культуры"
В Москве может появиться первый раздельный пляж. Общие пляжи оскорбляют чувства верующих
Житель Новосибирска попросил прокуратуру проверить Библию на нарушение закона РФ
"Патриарх Кирилл" и его роскошная яхта: почему молчит РПЦ?
Равнение на патриарха. Кое-что об иерархии церквей в России

Раздел "Религия" сайта "Русколань"

 


К началу страницы
 

РУСКОЛАНЬ