Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.


Христианство и секс: когда и почему это стало грехом?

Источник: Русская служба BBC, bbc.com, 11.12.2015г.

Христианство на протяжении столетий последовательно осуждало гомосексуализм, а также супружескую неверность и неразборчивость в сексуальных связях. Но всегда ли интимные отношения между людьми были запретной темой? На этот вопрос попытались ответить журналисты отдела Би-би-си iWonder, рассмотрев отношение к этой теме в западном христианстве.

"В начале было Слово"

В дошедших до нас словах Иисуса о сексе говорится крайне мало. И тем не менее вопросы сексуального поведения и морали продолжают беспокоить церковных иерархов вот уже почти две тысячи лет.
В последние годы споры о гомосексуальности, абортах, разводе, контрацепции и отношении к сексуальным надругательствам над детьми тревожат сердца и умы христиан во всем мире, вызывают горячие споры и создают массу неудобств церковным властям.

Но если сам Иисус о сексе особенно не распространялся, то откуда взялись правила сексуального поведения, за которые упорно держится церковь?

Что Библия говорит о сексе?


Библия остается главным источником в формировании взглядов христиан

Для всех христиан Библия является главным источником вероучения, будь то Ветхий завет (древнее еврейское Священное писание) или Новый завет (в который включены четыре Евангелия и так называемые послания, приписываемые св. Павлу и другим христианским авторам I века нашей эры).

Именно Ветхий завет и послания св. Павла легли в основу христианской сексуальной морали и этики.

Однако в более поздний период различные христианские конфессии интерпретировали Священное писание совершенно по-разному.

Гомосексуализм


Против гомосексуализма церковь возражала давно.

"Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость" - Книга Левит, глава 18, стих 22.

"Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение" - Послание к Римлянам, глава 1, стих 27.

"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" - Первое послание к Коринфянам, глава 6, стихи 9-10.

Сам Иисус прямо о гомосексуальности в том виде, как ее понимают сегодня, ничего не говорил. Но церковь для осуждения однополой любви всегда пользовалась выдержками из Ветхого завета и Посланий св. Павла.

Католическая и православная церковь и по сей день считают гомосексуализм смертным грехом. В протестантских конфессиях мнения разделились. Некоторые церкви считают однополые отношения не большим грехом, нежели другие известные виды сексуального поведения, причем целый ряд теологов уверены, что главным в этом вопросе является призыв Иисуса ко всеобщей любви, верности и состраданию.

Воздержание

"…хорошо человеку не касаться женщины…" - Первое послание к Коринфянам, глава 7, стих 1.

Иудаизм, в котором вырос Иисус, к полному сексуальному воздержанию относится без особого пиетета. Сдвиг в сторону прославления воздержания произошел в христианстве позднее, частично из-за ремарки св. Павла в Послании к Коринфянам.

Во II веке нашей эры призыв к целомудрию получил дополнительное распространение с возникновением монастырей и монашества.

Брак

"И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что бог сочетал, того человек да не разлучает". - Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 5-6.


Брак стал церковным таинством только в XII веке.

Св. Матфей привел слова Иисуса в похвалу моногамного брака и против развода. Несмотря на это, очень немногие христиане считали необходимым заключать церковный брак в первое тысячелетие христианства. Ситуация изменилась в XI веке, когда римский папа Григорий VII постановил, что заключение брака является исключительной прерогативой церкви.
В 1184 году брак был объявлен таинством (нерасторжимым действием, через которое снисходит божественная благодать), подобно крещению и святому причастию.
И хотя Иисус явно выступал за моногамию, но он также проповедовал и прощение превыше многих других добродетелей.
Когда его спросили, надо ли забить неверную жену камнями, он сказал: "Пусть тот из вас, кто сам без греха, первым бросит в нее камень" (Евангелие от Иоанна, глава 8, стих 7).

Контрацепция


Контрацепция была и остается очень спорным вопросом в христианской морали.

"…и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!" - Евангелие от Луки, глава 1, стих 42.

"Он знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было перед очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его" - Книга Бытия, глава 38, стих 9.

В XX веке новые способы контрацепции создали для христианских церквей очередную проблему.

Для начала их осудили и католики, и протестанты, приводя в обоснование своей правоты выдержки, как из Ветхого, так и Нового заветов. Но в 30-х годах XX века англиканские церкви во всем мире смягчились и перестали считать контрацепцию грехом.

Если правила установил не Иисус, тогда кто?

После 300 лет преследования христиан Римская империя при императоре Константине круто поменяла курс и сделала христианство государственной религией.

Однако новая, Латинская церковь (Ecclesia Latina) решила не ограничиваться Библией для установления новых правил и законов, но обратиться еще и к теологам и философам, многие из которых являлись последователями греческих стоиков, ставивших дух выше плоти.


Святой Августин связал сексуальное желание с первородным грехом.

Святой Августин

Самой важной фигурой в западном католическом христианстве остается св. Августин - теолог, живший в IV веке на территории современного Алжира.

Именно он радикально изменил взгляды церкви на сексуальные отношения. Августин считал, что именно сексуальные желания, которые он называл похотью, заставили Адама согласиться с Евой и отведать запретный плод с Древа познания.

Августин первым в истории христианства установил прямую связь между сексуальными желаниями и первородным грехом, совершенным прародителями человечества.

Его взгляды привели к тому, что на протяжении многих столетий христиане Западного мира пребывали в состоянии постоянного смущения и стыда, поддаваясь зову своей "грешной плоти".

Взгляды Августина на секс довлели над умами и телами христиан на протяжении более чем тысячи лет. Но в XVI веке в Германии произошло некое событие, которое бросило вызов общепринятой связи секса и первородного греха.

Сексуальная революция


Мартин Лютер и его жена Катерина фон Бора.

Мартин Лютер, инициатор Реформации, отверг учение Августина о том, что секс сам по себе является грехом.

Вместо этого он провозгласил, что интимные отношения между мужчиной и женщиной являются даром Господа, но до тех пор, пока проходят в рамках супружеской жизни.

Он осудил католическую традицию, согласно которой все священники должны были давать обет безбрачия и хранить целомудрие, сказав, что неудовлетворенные сексуальные желания могут привести к нежелательным и даже опасным последствиям.

Лютер призвал священников жениться и вдохновлять паству личным примером. Он предпринял еще один радикальный шаг, заявив, что брак не является церковным таинством.

А если он не является таинством, то не является и нерасторжимым, и, следовательно, развод, в принципе возможен, хотя и нежелателен.

Наследие Лютера

Лютер утверждал, что именно вера в бога простит грехи и принесет спасение, а вовсе не добрые дела и не раскаяние за совершенные грехи.

Это привело к тому, что в современных христианских конфессиях больший акцент делается именно на божественное милосердие и всепрощение, что, разумеется, позволило ослабить более жесткие церковные правила.

Что говорят о сексе сегодняшние христианские лидеры


Папа Франциск несколько смягчил отношение католической церкви к гомосексуализму и контрацепции.

В 2015 году папа Франциск заявил журналистам, что католическим семьям вовсе не обязательно "плодиться, как кроликам", и что они должны ограничивать число детей.

При этом он по-прежнему жестко высказался против "искусственной контрацепции", отметив, что есть много "естественных" методов предотвратить нежелательную беременность.

В июне Франциск стал первым папой, заявившим, что он не вправе осуждать гомосексуалистов. Понтифик проповедует более терпимое отношение к геям, однако продолжает утверждать, что гомосексуальный акт является грехом, хотя гомосексуальная ориентация сама по себе – нет.

В 2011 году в Британии был проведен опрос общественного мнения среди католиков, который показал, что 9 из 10 опрошенных поддерживают широкое распространение контрацептивных средств. Из этого был сделан вывод, что католическая церковь существенно отстает от большинства верующих.

В 2010 году папа Бенедикт XVI безоговорочно поддержал учение католической церкви о целибате. Выступая перед 10 тысячами священников, он сказал, что безбрачие является признаком веры.

А что делать протестантам?


Архиепископ Кентерберийский призвал Англиканскую церковь выработать единую позицию по вопросам сексуальной морали.

У протестантских церквей нет единого центра. Поэтому выработать общую позицию по какому бы то ни было вопросу, особенно по отношению к этике сексуального поведения, представляется чрезвычайно сложным.

Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби созвал конференцию лидеров протестантских церквей, которые должны собраться в будущем году, чтобы решить, как ответить на вызовы, которые ставит перед христианством XXI век.

Не тычь жену свою чем попало!
Церковная “камасутра” XVIII века долгие годы служила подставкой для чайника

Источник: mk.ru, Наталья ПАНАСЕНКО.
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1750 от 30 июля 2005.

“Не сотворяла ли блуда с отцом крестным или крестником?”, “Не целовала ли кого в храме?”, “Не тыкивал ли жене рукою или ногою или иным чем? За сосцы жену не хватал ли?”...

Эти вопросы — вовсе не часть сценария к порнофильму и даже не отрывок из эротического рассказа. Это руководство по проведению исповеди, написанное для православных священников XVIII века.

Сенсационную книгу с подробным описанием сексуальных обычаев того времени нашел коллекционер Михаил Суров в одном из сел Вологодской области.

— Я уже более пятнадцати лет собираю предметы старины по деревням, — рассказывает он. — В одном из домов села Верхняя Ентала мне продали две большие церковные книги на старославянском языке. А эту “камасутру” дали “в нагрузку”.

Небольшой, размером с кирпич, фолиант украшен тиснением с сердечками. По словам Сурова, книга когда-то принадлежала схимнице Кирилловского монастыря. Женщина оставила труд верующей внучке. Но наследники использовали компактный томик... вместо подставки для чайника.

— Потом его наверняка сожгли бы в печке, — признается коллекционер, — я просто пожалел книгу. А когда открыл ее дома, то у меня от стыда уши покраснели. Раньше думал, что я просвещен в вопросах интима, но оказалось, что это не так. Например, там есть такой вроде бы невинный вопрос: “Не набивала ли кашу в мешочек?” Оказывается, таким способом наши предки мастерили самодельные фаллоимитаторы...

В книге XVIII века неизвестный автор описал всевозможные виды секса и половых отношений. Сделано это в виде вопросов, которые священники задают в монастырях будущим монахам и монахиням, инокиням и схимницам. От зоркого взгляда автора не ускользнуло ни одно сексуальное извращение: “Не согрешил ли в задний проход или сзади в передний проход?”, “Языка жене всего не давал ли?”, “Не давала ли пить кому крови месячной?”, “Не тыкивала ли себя свечкою?”...

— Помимо описания блуда там также даны советы, как замолить такие грехи, — рассказывает Михаил Суров. — Приводится особая молитва, и читать ее надо от 400 до 800 раз в зависимости от вида прегрешения.

Как утверждают специалисты, эта “камасутра” — скорее всего образец чернокнижной литературы, запрещенной православием. Однако сами священнослужители вполне допускают существование такого “церковного пособия”.

— Действительно, есть список вопросов, которые духовник может задавать прихожанину, — пояснил отец Владимир Вигименский. — Часть из них касается седьмой заповеди — “не сотвори блуда”. Но вопросы приводятся в более мягкой форме.

Скандальная книга пока находится у коллекционера. За древний “сексуальный труд” ему предлагают немалые деньги. Однако расставаться с находкой Суров не собирается.

— Я хочу оставить книгу в своей коллекции, — говорит он, — если, конечно, у меня ее не отберут: местные бритоголовые бандиты уже активно интересуются находкой. А вот специалисты в Москве со мной даже разговаривать не стали. Столичные исследователи старины сказали, что я телефонный хулиган, и послали по известному адресу. Практически в выражениях из этой самой древней книжки...

Другие интересные материалы:
Немытая Европа или шокирующие факты (Христианская церковь против гигиены, мыться запрещала религия)
Как Библия смотрит на женщин
П.Б. Ганнушкин "Сладострастие, жестокость и религия"
Почему нельзя возродить "нравственность"
Невзоров: Лицемер Петр и шантажистка Феврония как символ Дня семьи, любви и верности
Невзоров о женском обрезании: Это еще не самое страшное
Женское обрезание. Сборник материалов
Разврат и клитор. Церковь больше не может быть поводырем в сексуальной сфере
И.Поляков: Есть ли секс в православии?
Кураев о «голубом скандале». Церковный суд обвиняет Кураева
"Духовная" кампания против абортов набирает обороты

Раздел "Религия" сайта "Русколань"


Раздел "Мужчина и женщина" сайта "Русколань"
Мужчина и женщина. Межполовые отношения, мужское просвещение

 

К началу страницы
 

РУСКОЛАНЬ