Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.




Почему я - националист, и что это означает

Источник: Живой журнал (ЖЖ) "kermit73" (Андрей Вячеславович)

Выяснилось, что существует немалое число спекуляций касательно самого термина "национализм". Сознательные противники национализма эти спекуляции используют, а разночтения и недопонимания в теме им, безусловно, на руку. Вдобавок, не раз приходилось слышать от знакомых удивлённые и даже иногда - испуганные фразы общий смысл которых - "ой, это те, которые налысо бреются, да?" Недавно узнал, что меня почитывает, не афишируя это, мой друг-болгарин, проживающий сейчас в США, и, по отзывам, его смущают некоторые посты в моём дневнике, о чём сказать мне он не решается. Как часто бывает, на составление этого разъясняющего заявления меня подвигают частные, личные причины, однако само заявление возможно считать программным.

Предисловие.

Я - русский, выросший в семье журналиста и учительницы; подолгу жил в 4-х городах, один из которых находится вне пределов России (быв. КазССР). Склонен считать себя умным и разносторонне развитым человеком с приобретёнными чувствами: социальной адаптированности, ответственности, юмора и опасности. Мне 31 год, мой рост 182 см. и вес 70 кг., нормального телосложения, психически здоров. В споре уважаю чужую точку зрения, если она аргументирована, а её подача корректна. Имею столярские навыки и разряд фрезеровщика, обладаю высшим юридическим образованием и стажем по специальности 10 лет. За годы жизни имел в одноклассниках, сокурсниках, коллегах, знакомых, товарищах и друзьях представителей 25 наций и народностей или их "смесей" (русские, украинцы, белорусы, болгары, чехи, словаки, сербы, абхазы, грузины, татары, осетины, дагестанцы, армяне, казахи, немцы, якуты, башкиры, караимы, корейцы, молдаване, чуваши, эстонцы, евреи, чеченцы и один тат. Я вырос в атеистической и интернациональной среде, и практически ни разу не встречал со стороны представителей своей нации – русской – агрессии либо унижений, причиняемых представителям других наций, народов и народностей.

С некоторых пор мне стало дивно наблюдать за рядом неадекватных реакций на использование слова «национализм» - от, мягко сказать, очень отрицательной либо испуганной, сопровождаемой маханьем руками, до оголтелых полушутливых (но и полусеръёзных) выкриков типа «да! да! жидов перебить всех!» - всё это, вместе взятое, со временем ввело меня в глубокую задумчивость тем более, что абсолютно все националисты, которых я знаю, - наиболее образованные, тонко организованные и порядочные люди, вообще – лучшие представители своих народов, шлейф болезненного недопонимания, подозрений и провокаций которым совершенно не пошёл бы.

Дело в том (и, возможно, для кого-то это станет откровением), что националисты не едят детей, не вырезают иностранные делегации, не служат чёрные мессы и даже далеко не всегда ругаются матом. Пишут и говорят грамотно, спокойно – вот как я сейчас. Зачастую становятся в компании единственными носителями здравого смысла, такой по нынешним шебутным временам редкости. Самое существенное заключается в том, что навешиваемые на националистов ярлыки, меньше всего отражают свойственные и близкие им вещи - шовинизм, надменность, расизм, хотя клевать их стало принято потому, что им как раз не всё равно, что и как происходит в межнациональных отношениях, и, уважая культуру, традиции и людей, принадлежащие их нации, они бережнее остальных относятся к культурам и обычаям других народов.

И ещё – почему я решил написать этот текст. Националисты никогда не кричат, встав на углу, о том, кто они и какие. Но, как говорится, спрашивали – отвечаем. Тем более, что тема принципиальная, а свободу информации никто не отменял. Так что слушайте.

Национализм в изложении советских и постсоветских источников.

Несомненно, требуется определение национализма, чтобы всякий, независимо от своих взглядов, понимал это слово (а за ним и явление) едино, без ненужных разночтений.

Советские словари и энциклопедии в расчёт здесь могут браться с большой погрешностью, поскольку железобетонно стоят на классовых позициях, давая определение национализму:

«Национализм – 1. Реакционная буржуазная идеология и политика, направленная на разжигание национальной вражды под лозунгом защиты своих национальных интересов и национальной исключительности и практически служащая интересам эксплуататорских классов. 2. В порабощённых и зависимых странах: народное движение, направленное на борьбу за свою национальную независимость.» (Словарь С.И. Ожегова, М-1973)

Классовая теория общества, угловатая и выдуманная, себя, как известно, изжила, а словари остались. СЭС 1980 г. уточняет формулировку Ожегова:

«Национализм – буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе; противоположен пролетарскому интернационализму. Основа национализма – [...] трактовка нации как высшей внеисторической и надклассовой формы общества.»

Вот, собственно, и всё, что требуется знать о советской трактовке термина. Общество с незапамятных времён раскололось на классы и прослойки, по основным признакам которых и делилось в повседневной жизни: граждане древних городов женились политически грамотно, воспитывая потомство в строгости классового сознания; на вопрос «ты чьих будешь?» отвечали степенно, с достоинством: «из феодалов я, слыхал таких?» Фамилий не было, на гигантских территориях люди объединялись не по принципу родства и общности клановых интересов, а на основе принадлежности к рабам, буржуа и интеллигенции.

Но вот пришёл Маркс и всем всё объяснил, чтобы больше не путались, и возник пролетарский интернационализм - тут все рабочие заимели равные избирательные и прочие права, независимо от национальности и места проживания. Например. Живёт, скажем, в Удмуртии 100 человек рабочих, и 20 из них – удмурты, а остальные - русские. И вот в Верховный Совет или там Съезд нардепов от этой Удмуртии полагается трёх человек послать, вот и посылают власть отправлять двух удмуртов и одного русского (иногда интеллигента). И, главное, всё по-честному, это ж Удмуртия, так? Называется же. Это и есть интернационализм по-советски.

Увлекательно, меж тем, проследить, как волшебно меняется одно и то же движение в зависимости от того, чьим инструментом оно является: монархисты, как широко известно, - крайне реакционная публика, поэтому в их устах и деяниях национализм превращается в получившее как бы естественную популярность и отдающее гниющей кровью слово «черносотенство». Но как только Советское правительство начинает поддерживать некое вооружённое формирование где-нибудь в Африке, то движение это моментально превращается в национальное, потому что угнетают его, дело в том что. Но, впрочем, теперь мы не об этом.

Основная червоточина, заложенная в официозном советском определении национализма, была сохранена и на ближнесреднюю постсоветскую перспективу за счёт умышленного воспроизведения пассажа об «идее национальной исключительности и национального превосходства» в ряде основных словарей, - классовый-то аспект, конечно, исчез. И до сих пор слово «национализм» и его производные если употребляются, то либо стыдливо и украдкой, либо громко и с подчёркнуто отрицательным оттенком. В лучшем случае – от незнания.

Что такое национализм.

С тех пор, как от классовой теории остались лишь Чой-Балсан и Ленин, да и те – в памяти народной, появился смысл посмотреть на терминологию более непредвзято и широко, используя в т.ч. и зарубежные источники. Тем более, что такие, в общем, современные понятия, как национализм, живут и развиваются сообразно времени. Вот взять прямую противоположность национализма – нацизм: у того же Ожегова в последних 7-ми изданиях из 10-ти «стереотипных», слово «нацизм» обозначается весьма коротко и очень узко: «Германский фашизм». Это теперь мы знаем, что нацизмов много, и они разные: японский милитаризм, британский колониализм, американская экспансия и др. Каждый из этих (и других) нацизмов очень специфический, но суть их одна: подчинение и завоевание на базе представлений о превосходстве своей нации, её образа жизни над другими. Но это – нацизм, доктрина злобная и шовинистическая, не в пример национализму. Так что запасёмся толикой терпения и посмотрим, что думают о национализме люди академического склада - составители словарей:

• «Национализм¹:
1. Приверженность (преданность) интересам или культуре одной нации.
2. Вера в то (понимание того), что независимое существование (функционирование) наций имеет преимущество (имеет более благотворный эффект, приносит большую пользу), чем коллективное, подчёркивая приоритет национальных целей в сравнении с интернациональными.
3. Стремление (сильное желание) национальной независимости в стране, находящейся под иностранным (чужеземным, чуждым) владычеством (господством).»
(Bartleby Encyclopaedia)

• «Национализм - это душевное состояние, чувство принадлежности к большой группе с общим языком, историей и стремлениями. Он привлекает чувство ответственности за судьбу нации и желание помогать в формировании ее будущности. Национализм является самой сильной политической и духовной силой, что руководит народами в направлении снискания полной национальной независимости и лучшей организации их экономических и культурных интересов"
(Encyclopaedia International)

• «Национализм – идеология, базирующаяся на представлении о том, что индивидуальная верность и преданность национально ориентированному государству имеет приоритет перед остальными индивидуальными или групповыми интересами. [...] когда на протяжение всей истории люди держались своей нативной почвы, традиций своих отцов, устоявшихся территориальных традиций властвования.»
(Encyclopaedia Britannica)

• «Термин «национализм» в основном используется для описания двух феноменов: (1) мировоззрение, свойственное представителям единой нации, согласно которому последние небезразличны к своей национальной идентичности; (2) действия, предпринимаемые представителями единой нации в целях достижения (или поддержания) национального суверенитета.»
(Stanford Encyclopedia of Philosophy)

• «Национализм – доктрина преданности национальным традициям и порывам.»
(Nuevo Encyclopedia Larouse)

• «Жанна д'Арк впервые дала простую и ясную формулу чисто (sic!) национального патриотизма: "быть независимым от чужестранцев на своей земле и иметь перед собой своего собственного главу."
(Брокгауз и Эвфрон)

Достаточно. Итак, можно вывести повторяющиеся черты, которыми наделяют понятие национализма самые разные энциклопедии. Это:

1) Ощущение единства с людьми одной с тобой нации, чувство локтя на основе общего языка, истории и традиций.

2) Идентификация себя как части нации, определение своей социо-культурной идентичности.

3) Удержание и преумножение объёма культурного и прочего самобытного опыта, полученного нацией за время своего существования, препятствование его размытия и уничтожения.

4) Понимание того, что без организующей роли национальной идеи перестанет существовать как нация целиком, так, возможно, и многие её представители, как не вписавшиеся в новый мировой порядок.

Наиболее ёмко выразил суть национализма, которому чужда как агрессия, равно и политическая апатия, св. Александр Ярославич, Невский герой: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.»

В случаях же отсутствия внешней агрессии национализм – это любовь к своему народу и своей земле, языку и культуре предков, традициям, их охранение и забота о них.

• «Так же, как не может быть настоящей взаимной зависимости без независимости, настоящий интернационализм может быть заложен лишь на национализме, свободном от шовинизма»
(Индира Ганди)

В этой связи интересно заключение, сделанное в статье, предрекающей «пан-национализм», исследователя политической науки Пола Тринора:

«Одна нация – это национализм, 190 наций – это национализм, федерация наций – это всё ещё национализм и ООН – это тоже национализм. Никакое упорядочение национализмов не унимает уникальности каждого из них. Количество «штатов» в мировом порядке не создаёт новый порядок. Политический космополитизм и нормативный интернационализм оба выстраиваются на логических ошибках, не имея под собой сколь-нибудь реальных оснований.»

С чем нельзя путать национализм.

Запрещается путать национализм с:

- Нацизмом (о нём сказано выше);

- Шовинизмом («Идеология и политика воинствующего национализма, проповедующая национальную и расовую исключительность одного народа, ненависть и презрение к другим народам и разжигающая национальную и расовую вражду» –
толк. словарь);

- Фашизмом («Идеология крайне воинствующего шовинизма и расизма и практика порабощения (с частичным уничтожением порабощенных народов, с превращением в рабов народом-победителем оставленных в живых побежденных народов), а также опирающиеся на эту идеологию политические течения, открытая политическая диктатура и репрессивный режим, направленные на подавление прогрессивных общественных движений и на уничтожение демократии; идеология превосходства над всеми другими нациями, возведенная в государственную и международную политику» –
толк. словарь);

- Расизмом («Реакционная, антинаучная теория и основанная на ней политика, утверждающие превосходство одной расы над другой.» -
толк. словарь).

Nb: При перекрёстном сличении определений этих понятий в разных источниках принципиальных разночтений не обнаружено.

Чего в национализме нет.

В национализме, вопреки заверениям либералов, нет:

а) Декларации превосходства своей нации над другими – принцип действия национализма как раз в том и заключается, что человек, любящий свою нацию, способный ценить её самобытность и уникальность, никогда не сможет с презрением или покровительственно рассматривать любую другую нацию, а также народы и народности. Именно поэтому в России всегда процветали коренные национальные меньшинства – их культуры поддерживались и сохранялись, многие приходили в Россию добровольно, в поисках защиты.

б) «Возведения в ранг государственной политики эгоизма какой-л. нации» - здесь налицо подмена понятий: государствообразующая, тектоническая, самая многочисленная нация России – русские; в силу такой естественной причины русские вот уже на протяжении тысячи с лишним лет организуют и направляют развитие российской государственности, и смешно было бы говорить о их государственном эгоизме в то время, как свои ресурсы и жизнь Русский народ отдавал на дело построения и сохранения российской государственности. Ничего более естественного, нежели пропорциональное представительство во власти по национальному признаку в устройстве многонационального государства быть не может, так тому и быть.

Что мешает национализму.

Как и в самой жизни, наилучшим проявлениям национализма мешают лжецы и глупцы. Первые намеренно сгущают краски и к, в общем, нейтральному термину примешивают кровавые оттенки, подпускают тухловатый привкус - навроде «национального превосходства», в то время как для подобных явлений существуют аж три специальных понятия, приведённые выше. Глупцы же бездумно глотают эту стряпню, и в их сознании, которому не даётся труда вникнуть самостоятельно, всё смешивается в одну «красно-коричневую» кашицу, отдающую чем-то запретным и неприличным, а смысл, закладываемый изначально в слово «национализм», успешно скрадывается.

Как лжецов, так и глупцов этих - каждых - можно условно разделить на две категории: сознательных и несознательных.

Сознательные лжецы, эмиссары нового мирового порядка, целенаправленно и изобретательно действуют в направлении размыва границ национальных государств, искусственного насаждения космополитизма и глобализма, уничтожения не столько формальных признаков суверенитетов, сколько самобытного сознания граждан суверенных государств. Здесь не место рассуждать о том, кому выгодна подобная унификация – надгосударственному правительству ли, всемирному ли банку – в любом случае, уничтожение уникального видится неправильным и даже преступным. Действительно, пути эволюции цивилизаций порой неисповедимы, но глобализация как таковая сродни транссексуализму – т.е. появлению сперва унисекса, затем трансвестизма и, наконец, - третьего пола, вымещающего два своих прародителя – мужчин и женщин со всеми их сакральными особенностями. Как следствие – вырождение, нравственное, а затем и физическое. Так и глобализация, постепенно разъест различающие нас особенности, приведёт к деградации, тоскливой антиутопии, превратит в биомассу с единым центром управления.

Несознательные лжецы – это те, кто, имея высокую трибуну, вторят лжецам сознательным и раздувают анти-националистическую истерию. В качестве яркого примера можно привести двух физиков-теоретиков – Альберта Эйнштейна и Эриха Фромма: с несвойственной учёным оголтелостью в один голос и одинаковыми словами клеймят они из 40-х годов прошлого века национализм, как «болезнь человечества» и «безумие», памятуя о Аушвице и Треблинке, но не понимая, что само миролюбивое националистское мировоззрение было испоганено нацистами и превращено в болезненный национал-социалистический замес - искусственный гибрид двух несовместимых идеологий². Более спокойно высказались на заданную тему Шарль де Голль и Герберт Уэллс – последний, в начале прошлого века жизнерадостно воскликнул: «Настоящая наша национальность – человечество», с чем не поспоришь - как говорится, "мир, дружба, жевачка". Нечто похожее, спустя несколько десятилетий говорит другой фантаст Артур Кларк: «Какие могут быть национальности, когда мы видели Землю из космоса всю, целиком» Так и хочется сказать в ответ: «Да, в общем, никакие, Артур Карапетович, отдыхайте на орбите. А мы тут пока все растения перескрестим и превратим в единообразные водоросли, а из различных зверей и птиц сделаем четыре вида воробья: с ногами, без ног, с зубами и с пропеллером, но – только чтобы воробьи».

С глупцами та же история: несознательные (или, точнее, бессознательные), как было сказано, поют чужую песню, а сознательные – те, кто знают, что выродятся, но им, в общем, плевать.

Однако времена меняются, и то, что было очевидно Уэллсу в пору Первой Мировой, теперь может выглядеть иначе, иметь другие причины и иные задачи.

Почему я националист.

Я – русский националист. Под русскими понимаю как собственно русских (великоросов), так и украинцев (малоросов) и белорусов; нонсенс же, при котором у одной нации три государственных образования, возможно, ещё послужит хорошую службу нашим братским народам. Согласно последней переписи населения в РФ русские составляют 79,8% всего населения страны, вместе с украинцами и белорусами – свыше 83%, т.е. неоспоримое, полное большинство.

Татары. Не первую сотню лет они живут бок о бок с русскими, вместе воюют против общего врага, строят и полноценно сотрудничают на благо общей Родины. Их 4% от общего числа граждан России сливаются с 1% башкиров, 1% чувашей, 0,5% мордвы и других коренных народов и народностей. Вместе мы вынесли все испытания последних ста лет. Остов же и каркас общества, государства – русские, и с этим никто из коренных народов России не пытается спорить, ибо глупо.

Быть может, слово само – «националист» покажется кому-то отталкивающим, пугающим, но другого, столь же ёмкого покуда нет. Националистами по существу деяний своих, образа жизни и оставленным для нас записям, были и Владимир Мономах, собиратель Русской земли, и сын его Юрий Долгорукий (потому что руку тянул до Киева, столицы второй Восточно-Славянской цивилизации, где в дальнейшем и княжили его потомки), и его сын Всеволод Большое Гнездо, и внук Всеволода III - Александр Невский, отстоявший ратно Русь от Запада, и до смерти своей, предваряемой схимничеством, тонкой дипломатией отстранявший ханов, сколько мог, и Дмитрий Донской, покончивший с Игом, и Иван Грозный, самодержец... Имён достаточно, и все яркие, значимые. Националистом был и каждый порядочный русский человек в дореволюционной России, покуда не стало само явление, что рядили сторонние в разные слова – «монархисты», «черносотенцы», «русская партия» etc., гонимым, а его приверженцы – побиваемы.

Националист – или любое, что понравится, но передаёт вам суть моих слов – я потому, что ничего более естественного, чем любовь к близким своим, к семье, к родне, к земле, где родился и вырос, не могу себе представить. Если кто-то скажет вам: «Я люблю людей. Вообще людей» - не верьте, это неправда. Когда говорят о любви к человечеству, это означает, что говорящий не умеет любить даже тех, кто его родил, кто рос с ним рядом, кого он видит каждый день. А это – самое непростое, но и самое важное.

«Это всё своё, родное.»

__
¹ - Далее везде перевод мой.
² - Сравните с одной лишь аббревиатурой НБП - большевизм и национализм несмешиваемы как вода и жир, только вместо жира - нитроглицерин.

Размещено на сайте с согласия автора

Думки

Источник: Живой журнал (ЖЖ) "pilgrim-p"

Наиболее ретивое желание пощупать русские корни у того или иного националиста проявляют как правило те, кто не является ни русским, ни националистом (той же, или другой нации). Отрицая само право иметь национальное самосознание, эти усердные копатели корней именно на нем же и строят свою "критику". И самое малое здесь в том, что они понимают важность такого самосознания у "критикуемого" и "бьют по больному месту". Нет, основной упор делается на якобы сомнительность таких твердых и живых корней национальности, именно на это они направляют большую часть своего истеричного пыла и болезненной энергичности. Именно к нему они тянут свои трясущиеся холодные потные ручонки.

Одно время меня это забавляло и удивляло. Пока я не сообразил, что на самом деле, даже бешено отрицая таковое право, они не только осознают его наличие и существование, но и понимают, что оно имеет под собой несгибаемую непреодолимую силу. Не ощущая за собой такой силы, они понимают, что в борьбе с националистом они просто обречены на поражение.

Именно поэтому такой напор сосредотачивается на попытке удалить это несомненное и решающее превосходство националиста. Уравнять шансы. Низвести националиста, до того гордо и твердо стоящего на фундаменте нации, с этой высоты. Вниз! Соделать его подобным себе, безродными и неуверенными космополитами, глобалистами, не имеющими гостеприимного и теплого дома, надежного и обеспеченного тыла. Шелудивыми беспородными бродячими псами, скалящими гнилые зубы на любого прохожего, но трусливо прижимающими свой хвост на первый же серьезный отпор. А после, сварливо тявкающими вслед, из промозглой подворотни. Вот их кредо! Вот куда они пытаются вытащить националиста, пощупывая чистоту его корней!

Понимая это, яснее становится и наше преимущество. В слове, деле. В прошлом, настоящем и будущем. У нас есть прошлое, наши корни. Есть настоящее, наши соратники.

Будущее мы в состоянии построить и осуществить. Каждый в отдельности, но вместе и сообща!

Материалы по теме:
А.Г.Борцов "Правда о русском национализме. Вопросы и ответы"
А.Н.Севастьянов "О патриотах и националистах"
Пионер "Национализм предохраняет от СПИДа"
А.Борцов "Русофобия"
Как русскому националисту относиться к советскому периоду истории нашей страны?
Этнический или гражданский национализм?
Что такое "Национализм"? Статья-сборник цитат
Нация и гражданство
А.Борцов "Псевдонационализм: Подмена религией"

 

К началу страницы
 

РУСКОЛАНЬ