Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.



О Православии и прогрессе
(полемические заметки)

Источник: Живой Журнал smelding.livejournal.com

Православные пропагандисты в сети обожают рассказывать, что без Христианства славяне бы продолжали сидеть на деревьях (максимум - жить в землянках), и вообще всячески привязывать научный и технический прогресс к крещению.

Пик их достижений в этой области - запостят самолепленную демку с размалёванной рожею какого-нибудь папуаса и подписью "он не предал своих Богов!", и радуются.


"Они не предали веры предков и славят родных богов".

В скобочках заметим - о принципиальных различиях наций и рас, никак не связанных с религиями, они знать не желают. Христианин, сколько он не бей себя пяткой в грудь про "Святую Русь" и "кровь Иафета" - интернационалист и верит в равенство народов и рас. При этом христианин, как правило, не особенно задумывается, почему православная Эфиопия, в древние церкви которой ездят на поклон батюшки из России, точно также ходит с голой жопою и дохнет от голода, как и большая часть остальной Африки. Как и о том, почему христианские фундаменталисты из Центральной Африки, боевики "армии гнева Господня", на привалах кушают пленных - так же успешно, как их некрещёные сородичи.

Теперь смотрим сюда. Вот это - антикитерский механизм - счетная машина для расчёта хода планет.

Антикитерский механизм

Механическое устройство, обнаруженное в 1902 году на затонувшем древнем судне недалеко от греческого острова Антикитера. Датируется приблизительно 100 годом до н. э. (возможно, до 150 года до н.э.). Хранится в Национальном археологическом музее в Афинах. Артефакт оставался неизученным до 1951 года, когда английский историк науки Дерек Джон де Солла заинтересовался им и впервые определил, что механизм является уникальным античным механическим вычислительным устройством (ru.wikipedia.org).

Создан во втором веке до рождества Христова, греком. По дефолту - язычником.

Напомнить, когда христиане додумались до механического арифмометра? Почти двумя тысячелетиями позже - в семнадцатом веке после этого события!

- Ну то ж грееееки! - так и слышу я снисходительный голос нашего православствующего оппонента.

Минуточку, так речь о б религиозной "неполноценности" язычников - или об этнической "неполноценности" русских? проще говоря - Вы, сударь, христианин, или просто русофоб?

Потому что иных слов для человека, верящего, что бесштанные козо... пасы греки исхитрились без Христа допереть до арифмометра, а русские унтерменши без того же персонажа так по сию пору и сосали б лапу в берлоге - я найти не могу!

Вот поэтому я не стану тут рассказывать нашему христианину о недвусмысленных указаниях христианских летописей, указывающих, что у русов-язычников уже была письменность - и не закорючки какие, а такая, на которой можно было юридические документы оформлять - да, да, это черным по белому написано в Повести временных лет святого преподобного печерского инока Нестора! Кто-то желает обвинить его в потакании язычникам? Нету таких идиотов? Отлично, продолжим. Ещё я не буду рассказывать о каменной крепости, которую за три века до крещения воздвигли в приладожских краях дремучие славяне. И об успешных трепанациях черепа у их ближайших сородичей, балтийских славян (непреклонных язычников). Вернемся к любезным нашим интернационалистам во Христе грекам.

Знаете, что это? Это вруцелето - таблицы, использовавшиеся для расчета праздничных дат - на пальцах. В буквальном смысле! Она применялась в Византии, с православием пришла оттуда на Русь.

Вруцелето

Вруцелето (от др.-рус. «в руце лето" — год в руке) — метод устного счёта для определения дней недели по числу месяца в годе с помощью пальцев рук и специальных таблиц (ru.wikipedia.org).

Вы оценили влияние православия на прогресс?

Греки-язычники изобрели арифмометр. Те же самые греки, но просвещённые благою вестью, выкинули бесовскую машинку ко псам и стали изощряться в высчитывании на пальцах! Какой могучий рывок прогресса! Если вы ещё не впечатлены, прошу.

Это, чтоб вы знали, Аристарх Самосский. Родился за четыре века до Христа. И создал гелиоцентрическую систему. За две тысячи лет до христианина Коперника.

Аристарх Самосский

То есть уже тогда греки-язычники отлично знали, что Земля не плоская твердыня, и даже начинали догадываться, что она движется в пространстве, подобно иным небесным телам.

Что это за сундук, спрашиваете? А это Вселенная. Да, да, это Вселенная - по мысли православного византийца, Александрийского купца Косьмы Индикоплевта.

Аристарх Самосский

Косма Индикоплов — византийский купец, написал между 535 и 547 годом дошедший до нас богословско-космографический трактат «Христианская топография», отвергающий систему Птолемея и отрицающий шарообразность Земли (ru.wikipedia.org).

Вселенная, изволите ли видеть, имеет форму сундука, небо - его хрустальная крышка, по которой катаются луна с солнцем, в середине мира торчит огромная гора, когда солнце закатывается за эту гору, на земле - плоском четырёхугольном днище сундука - наступает ночь.

Это мировоззрение не шумера, не финикийца, не папуаса из племени мумбо-юмбо - это мировоззрение православных греков, потомков язычников, за тысячу лет до оригинала Косьмы додумавшихся до гелиоцентризма. И эту лабуду ещё тысячу лет переводили и заучивали по всему православному миру. Включая Россию. Вплоть, извините, до Ломоносова. Да, да, когда юный помор, жаждавший наук, явился в Москву - его ещё учили вот по этой незамысловатой схемке.

Но ведь Христианство же преодолело эти заблуждения, додумалось и до гелиоцентризма, и до счетных машин!

Додумалось. Но вот уж православным - а именно ими являются в основном блуждающие по рунету комсомольцы Гундяева - гордиться в этом вопросе совершенно нечем. Гелиоцентризм возродил католический каноник Николай Коперник. Арифмометр изготовил фанатичный протестант Блез Паскаль - примерно в те годы, когда юный Ломоносов изучал сундучок Косьмы. И в те, когда другой яростный протестант, Исаак Ньютон, закладывал основы современной физики.

Кстати, борцуны за роль Христианства в прогрессе - в протестантизм хором податься не желаете? А то в протестантских странах и уровень жизни, и научно-технический уровень не в пример выше, скажем, принявшей православие за шесть веков до Руси Грузии, например. Да и чем в России, откровенно-то говоря.

Ах мы негодные язычники!!! Предлагаем променять вечные блага истинной веры на преходящие блага земные!!

Простите, но это не мы, а вы начали нам втирать, что без вашей "правильной" веры мы бы остались без благ земных, и объяснять, какое счастье мы обрели, променяв родную веру на ништяки "культурного влияния" Византии - на тысячу лет отставшей от собственных пращуров-язычников. Это вы сочли, что качество земной жизни - богословский аргумент. Ну так вот, если это верно - то вы в пролёте. Идите к протестантам. Если не верно, то возьмите ваши демки с папуасами вкупе с рассказиками о сидящих по ёлкам славянах и... расположите их в своём организме по усмотрению.

Исторический опыт взаимоотношений
христианской религии и системы образования

Источник: ресурс "Славянское Язычество" история, культура, философия

Вряд ли кто возьмется сегодня оспаривать историческую взаимосвязь и влияние православного христианства на систему народного образования. Однако, какой знак - плюс или минус - можно поставить в качестве оценки таковых процессов?...

В начальных школах, появившихся в России в XVII веке, основными учебниками являлись Псалтирь, Часослов и другие богослужебные книги. Первые азбуки так же были созданы на основе церковных текстов. Таким образом, первоначальное обучение грамоте было неразрывно связано с усвоением православного вероучения.

Все заведения типа средних школ так же находились в ведении православной церкви. Основу учебных программ в них составляли богословие, грамматика и языки, изредка - основы математики. В результате выпускники получали богословско-филологическое образование.

Однако церковь не слишком пеклась о подготовке квалифицированных священнослужителей. Еще меньше ее волновало распространение образования. Поэтому до 40-х годов XVII практически отсутствовали заведения типа средних школ. А в 40-70-х годах их известно всего одно или два в окрестностях Москвы.

Из начальных монастырских школ того времени наиболее известными были три - в Чудовом, Андреевском и Заиконоспасском монастырях. Причем только первая была основана на церковные деньги. Вторую создал Ртищев, фаворит царя Алексея Михайловича. А третья, известная в литературе как государственная, была открыта на средства Посольского приказа. Наглядное представление о контингенте тех школ дает тот факт, что в этой последней школе у единственного учителя в 1664-65 г.г. обучались три ученика.

В результате реформ в православной церкви в первой четверти XVIII века был принят Духовный регламент, согласно которому в каждой епархии должна была быть открыта школа при архиерейском доме. К 1727 году существовало уже 46 таких школ с тремя тысячами учеников.

В отличие от государственных цифирных школ, наблюдение за ними было поручено не светским, а духовным властям. Занятия вели в них преимущественно местные церковнослужители. Со временем часть таких школ была преобразована в учебные заведения среднего типа - семинарии. Учебные программы в них соответствовали требованиям Духовного регламента по подготовке квалифицированных кадров для православной церкви.

Значение таких школ для просвещения весьма противоречиво. С одной стороны, они все-таки занимались распространением грамотности. С другой - готовили специалистов для более эффективного распространения религиозных догматов и подавления вольномыслия.

Московский митрополит Платон считал духовное обучение главным средством от вольномыслия. Являясь воспитателем будущего императора Павла I, он говорил ему о необходимости "прилагать всевозможные старания, чтобы подданные его были обучены закону Божьему, вдыхать им любовь к благочестию, обуздывать их стремления Божьим страхом" [1] Кроме того, он считал, что "не должно быть светское училище без молитвенного храма" [2].

В октябре 1817 г. было учреждено Министерство духовных дел и народного просвещения, состоящее из двух департаментов, соответственно по духовным делам и по просвещению. При этом первый из них имел четыре управления по делам православного исповедания, римско-католического, униатского и армянского исповедания, протестантских исповеданий и нехристианских исповеданий. Таким образом, православие было уравнено с прочими, в том числе нехристианскими, религиями.

Естественно, что в таком министерстве департамент просвещения усиленно проповедовал идею клерикализации образования. Так, влиятельная фигура в министерстве, ректор Казанского университета и попечитель Казанского учебного округа М.Л.Магницкий в специальной инструкции предлагал преподавать каждый предмет в религиозно-богословском духе. В 1819г. он провел чистку неблагонадежных преподавателей, ввел в университете курсы богопознания и христианского учения. В то же самое время в столичном университете ректор Д.П.Рунич приказал изъять из библиотеки второй том книги А.П.Куницина "Право естественное" в связи с тем, что он противоречит "истинам христианства" [3].

Реалии религиозно-образовательной системы были таковы, что до 1863 г. выпускникам семинарий был закрыт доступ в университеты. А за первые 12 лет с момента разрешения число студентов из бывших семинаристов достигло 46 процентов. Церковные власти, ошеломленные таким оттоком кадров из церкви, добились отмены этого разрешения в 1879 году.

После посещения Александром II ряда семинарий, Синод в 1860 г. замыслил духовно-учебную реформу, которая затянулась на семь лет и, в конечном итоге, свелась к пересмотру уставов и штатов учебных заведений. Единственное демократическое изменение состояло в том, что отныне ректоры семинарий избирались, а не назначались свыше. Содержательная же часть обучения претерпела изменения явно реакционного характера - из учебных планов семинарий изъяли естественные науки. Более того, исключены были даже библейская история, герменевтика, церковная археология - те разделы богословия, которые, так или иначе, требовали от семинаристов научного подхода и практического мышления. Вместо этого расширялось преподавание священного писания и классических языков - излюбленных средств против крамолы, насаждаемых обер-прокурором Синода Д.А.Толстым, и в светских учебных заведениях.

Из библиотек изымались все издания, которые, по мнению Синода, "не имеют никакого отношения к образованию и потому, представляющиеся излишними" или "по содержанию и направлению своему могут быть более вредны, чем полезны для обучающегося юношества". В первую группу попали менделеевские "Основы химии", сочинения Немировича-Данченко, "Очерки бурсы" Помяловского, книги Гюго. Во вторую - труды Сеченова, Спенсера, книги Салтыкова-Щедрина, Добролюбова, Некрасова, Шевченко, Писарева и других [4].

Эта, с позволения сказать, реформа духовной школы явилась основой для будущих преобразований в светской школе.

В положении о начальных народных училищах были установлены следующие учебные предметы: закон Божий, чтение, четыре действия арифметики, церковное пение. Председателем губернского училищного совета становился епархиальный архиерей. Все решения совета были окончательными и передавались попечителю учебного округа лишь для сведения.

Как видно, вся система народного образования контролировалась и управлялась при решающем участии духовенства. Упоминавшийся уже Д.А.Толстой совместил к этому моменту две должности - обер-прокурора Синода и министра просвещения. Главную цель образования он видел в " воспитании юношества в духе истинной религии".

Влияние церкви было несколько подорвано в 1860-х годах, когда под высочайшим контролем развернулись работы по созданию сети земских народных училищ. Такие училища особенно охотно учреждались на местах, так как земства развернули свою систему подготовки учителей и даже выделяли небольшие средства на оплату их труда, в результате чего содержание земского училища обходилось общине дешевле, чем училища министерства просвещения или церковноприходской школы [5].

Земские училища сильно беспокоили церковные власти, ведь именно в них шли учителя-подвижники, энтузиасты, несшие с собой определенные элементы демократизма и свободомыслия.

Церковь была вынуждена усилить нажим на школу. Для этого было создано Особое совещание по наблюдению за нравственным влиянием школы. Решение этого совещания наглядно отображает позицию официальное церкви, ее взгляд на систему образования: "задача первоначального обучения не так сложна, чтоб улучшенные педагогические приемы были для нее безусловно необходимы, - она заключается в том, чтобы научить детей читать, писать, считать и молиться Богу, и потому могла бы преимущественно быть вверена духовенству" [6].

К счастью, несмотря на все усилия Синода, земская школа, как и народное училище министерства просвещения, устояла.

В начале XX века церковь продолжала спор с передовой светской культурой и пыталась расширять сеть церковноприходских школ, несмотря на чрезвычайно низкий уровень преподавания в них арифметики и других общеобразовательных дисциплин.

Обращаясь ко дню сегодняшнему, можно заметить, что на волне возрождения лучших традиций отечественной школы, многие пытаются представить эти традиции в виде самого широкого внедрения христианства вообще, и православия в частности, в учебный процесс.

Спору нет, большинство верующих России - православные. Однако вряд ли стоит забывать о значительной доле мусульман, протестантов и приверженцев иных исповеданий на всей территории от Балтики до Тихого океана. Тем более что даже внутри самого православия не преодолены противоречия между Московской патриархией и так называемой Зарубежной Русской православной церковью.

Засилье миссионеров различных экзотических религий, пытающихся прорваться в наши школы, и ищущих путь к каждому человеку, к взрослому и ребенку, вызывает совершенно естественное беспокойство и учителей, и родителей. Но не являются ли попытки православной церкви внедриться в учебный процесс формой такого же миссионерства? Просто из-за того, что православная религия является более привычной, эти попытки не вызывают такой настороженности. Но справедливо ли это?

Оставив за скобками претензии православия на роль государственной религии в нашем многонациональном и многоконфессиональном государстве, рассмотрим некоторые аспекты проникновения христианства в школу.

Роль христианства замечательно показывает такой тезис Ф.Ницше: "Христианство лишило нас урожая античной культуры. Позднее отняло у нас жатву культуры ислама. Чудесный мир мавританской культуры ... был растоптан ... и почему? А потому, что он говорил Да жизни - жизни со всеми редкостными и утонченными прелестями мавританской культуры!.. Потом крестоносцы сражались с культурой, перед которой им приличнее было бы пасть ниц... Церковь вела ожесточенную борьбу со всем благородным, что только есть на земле" [7].

Вероятно, для оппонентов из числа приверженцев православной веры авторитет Ницше окажется недостаточным. Но что говорят по этому поводу "учебники" православной веры?

Главный вопрос - для чего живет человек? Если обратиться к книге "Основы православия", изданной в 1987 г., узнаем что "познание бога - вот задача и цель человеческой жизни". Вряд ли можно всерьез относиться к такой концепции образовательной деятельности.

А сопоставление знаний, полученных в курсе естественнонаучных дисциплин с такими, к примеру, определениями: "болезнь есть дьявольские путы" и "человек, искупленный от греха и зла, избавляется от болезни" неизбежно приводит школьника к мысли о лживости одного из подходов или, что хуже того, толкает его на путь лицемерия. Что может сказать ребенок, уже знакомый с самыми элементарными, даже бытовыми, понятиями биологии, услышав следующее откровение из той же книги: "Когда заболевает христианин, он должен сознавать, что болезнь его вызвана грехом"? [8] Или, наоборот, школьник, познакомившийся на ранней ступени обучения с законом Божьим, с каким багажом он придет на занятия по естественным дисциплинам?

Что же касается общепринятых тезисов о высокой нравственности и гуманизме христианства, то тут тоже возникает ряд сомнений.

Известный Декалог или Десять заповедей Моисеевых. Первые четыре из них требуют жертвовать любовью к человеку во имя любви к Богу. О нравственности здесь явно говорить не приходится.

Остальные шесть заповедей описывают элементарные правила человеческого общежития и действительно могут выступать в качестве некоего нравственного кодекса. Однако трактовка этих заповедей самими православными весьма оригинальна. Так, заповедь пятая "Почитай отца своего и мать свою" растолковывается в "Первой книжке по закону Божию для детей" как необходимость любить и почитать родителей, начальников, духовного отца и всех старших по возрасту [9]. Не слишком ли широкий диапазон лиц, достойных любви и почитания?

Источником гуманизма принято считать новозаветные заповеди блаженства. При этом обычно вспоминают "врага своего" и "подставь и другую щеку", но забывают следующее: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир принес Я, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" [10].

Те ли это традиции, которые надо возрождать в школе наше непростое и неспокойное время?

Россия, 2011 год

Мало кому приходило в голову, о чем именно молит Вседержителя отец Иов, смотря вслед улетающему кораблю “Союз”... А ведь сказано в Священном Предании, что в нашей Вселенной три неба. Нижнее — атмосфера Земли. Верхнее — Царство Божие. Космическое пространство между ними называется вторым небом. И на этом втором небе, на высотах, по которым проходят современные космические орбиты, невидимо обитают бесы — “духи злобы поднебесные”. Настоятель храма Преображения Господня верит в это и просит у Господа защиты для космонавтов “на путях мытарств воздушных” (Источник: сайт Федерального космического агентства, фрагмент статьи "Через тернии, к Богу", federalspace.ru, 12.04.2011г.)

Православные "штурмовали" музей Дарвина в Москве

Москва. 18 марта 2013 года. ИНТЕРФАКС - Православные молодые люди из движения "Божья воля" в воскресенье провели акцию в Государственном Дарвиновском музее в Москве.

Они читали нараспев строки из Библии "В начале сотворил Бог небо и землю", осыпали посетителей, многие из которых были с детьми, разноцветными листовками, а в одном из залов развернули плакаты.
Содержание листовок и плакатов сводилось к мысли о том, что теория эволюции является псевдонаучной, сообщили корреспонденту "Интерфакс-Религия" в понедельник в движении.

К участию в акции организаторы привлекли девочку, надев на нее футболку с надписью: "Я знаю, что мир создан Богом 7522 года назад".

Один из участников залез на крышу здания с белым флагом, на котором было написано "7522", и стал им размахивать. Затем он закрепил там баннер с надписью: "Бог сотворил мир".

Материалы по теме:
Warrax "Вера — что это такое?"
Вера в свете разума
Русская культура и Православие. Что общего? + Война, Гундяев и немцы
Наша подлинная национальность – православие?
Христианство против науки. Церковь против инакомыслия, хронология
Владимир Рубцов. Мысли о Христианстве
Религиозная аддикция как вид нехимической зависимости
Невзоров. Аборты и тайные знания попов. Церковь и наука. О посте. Христианская злоба
Сходства Христианства и советского социализма. Миланский эдикт Советского государства
Популярность креационизма в Европе объясняется не религиозностью, а научной безграмотностью
Происхождение Христианства. Диафильм в двух частях, 1967 год. Часть первая
Происхождение Христианства. Диафильм в двух частях, 1967 год. Часть вторая
Отношение церкви к сфере науки и просвещения (иллюстрации)
Религиовед Д.Узланер — о том, почему религии становятся всё более опасными

Раздел "Религия" сайта "Русколань":

 

 

К началу страницы
 



РУСКОЛАНЬ