Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.




Капища Святой Руси. интервью с Велеславом

Капища Святой Руси. интервью с Велеславом
Велеслав.

Источник: religion.ng.ru, Сергей Шабуцкий, 15.10.2003г.

Возможно, язычество станет одной из государственных религий России, считает основатель московской общины "Родолюбие".

В последнее время в России наряду с монотеистическими религиями возрождается и язычество. Происходит это совершенно незаметно как для большинства обывателей, так и для исследователей. Русско-славянская родноверческая община "Родолюбие", созданная в начале 1998 г., - одно из наиболее заметных неоязыческих объединений Москвы. О том, чем живут язычники в современной России, рассказал в интервью нашему корреспонденту основатель общины волхв Велеслав ("в миру" - Илья Черкасов).

- Велеслав, ты когда-то говорил, что в современном мире невозможно быть язычником. Бегать голым по лесу в купальскую ночь и бороться с "засильем христианства" в наши дни одинаково глупо. Что с тех пор изменилось?

- Для меня язычество - прежде всего духовный путь. Он начинается с осознания собственного несовершенства. Но не в смысле христианской онтологической греховности. Каждый несовершенен, и это заставляет его стремиться к духовному росту. Поскольку боги внутри нас, мы с божественным не разделены. Нет твари и творца, а есть человек, который раскрывает себя. Боги, как мы их понимаем, это не только силы природы. Например, Перун - это не только молния на небе, но это и наша воля к преодолению. И через обряд мы воссоединяем внешнее и внутреннее.

Поэтому внешние обстоятельства для нас не слишком существенны. Духовный путь может пролегать через что угодно. Это может быть купальская ночь или даже противостояние чему-то. Но в первую очередь язычество - это внутреннее намерение видеть красоту мира. Например, в листе, падающем с дерева. Это и есть первичный контакт с природой, с той жизнью, частью которой мы являемся.

- Но ведь и для христианина падающий лист прекрасен как часть мира, сотворенного Богом?

- Все-таки в Библии упор делается совершенно на другое. Конечно, и в христианстве были святые люди, которые что-то в себе раскрыли. Но, на мой взгляд, не благодаря догматизму, а вопреки ему. Например, Серафим Саровский и какой-нибудь черносотенец - люди, по-разному ощущающие мир, хотя формально оба они христиане. Поэтому я рад людям, которые независимо от своей религии, могут наслаждаться красотой листа.

- Собирается ли ваша община регистрироваться? И вообще, каковы ее перспективы?

- На первый взгляд удобнее, когда есть некая социальная ниша, общественное признание. Но здесь же кроется и опасность: на смену светлым, вдохновенным людям, создающим религиозную организацию, нередко приходят совершенно другие. Скажем, первые христиане качественно отличались от сегодняшних толстых батюшек. И мне не хотелось бы, чтобы нас постигла та же участь.

Я думаю, что язычество в России получит признание как исконная вера нашего народа. Возможно, оно станет одной из государственных религий. Но когда из него начнут делать Церковь, а такие попытки обязательно будут, я боюсь, что новые русские начнут освящать "Мерседесы" на капищах. Поэтому именно сейчас, когда язычество еще не признано, основную массу язычников составляют люди, не ищущие личной выгоды. И это хорошо.

- Ваша община контактирует с язычниками за пределами России?

- Да. Мы общаемся с литовским обществом "Ромува". В Литве, кстати, язычество стало одной из религий, признанных на государственном уровне. У меня есть знакомые, которые контактируют с европейскими и британскими язычниками. Но язычество сильно тем, что связано именно с родной землей, с родной природой. Оно самодостаточно. Мы признаем, что каждый народ имеет право на свое мироощущение, на свою религиозность, но, как сказано, "изучай мудрость иных родов, но следуй мудрости собственного рода".
 
- Тебя не смущает отсутствие канонической преемственности? Ведь не осталось ни одного волхва, который мог бы передать традицию.

- Наша традиция - это сама природа, это окружающая жизнь. Язычество - это естественная духовность, которая опирается на саму природу вещей. В какой-то момент человек осознает, что в нем есть некое религиозное чувство. До тех пор, пока он не прочитал сотни книг, не попытался выразить это чувство словами других религий, у него есть в чем-то наивная, но при этом очень искренняя, очень сердечная вера. И у него есть все для того, чтобы эту веру выразить.

Другое дело, что существуют разные уровни понимания. Есть, например, люди одаренные, волхвы и жрецы, а есть те, кого в большей степени интересуют воинские единоборства. Для них высшее проявление религиозности - перед тренировкой сказать "Слава Перуну". Но они и не лезут в законоучители. Сословность - это нормальное состояние общества. И не в том смысле, что кто-то выше, кто-то ниже, а в том, в котором клен отличается от березы. Ведь глупо говорить, что это одно и то же дерево. Сила, которая творит мудрость и ведет нас по духовной стезе, - Велес, бог мудрости. Он отличается от бога Перуна, который ведет людей по воинской стезе и заставляет их искать в себе силу. И это нормально.

Что касается письменного изложения традиции, то, как мне кажется, веды должны писаться все время. Это не то, что было написано раз и навсегда. Ведь открытие жизни через себя самого происходит постоянно.

- А как ты относишься к "Велесовой книге", якобы написанной в X веке?

- Лично я думаю, что "Велесову книгу" написал Миролюбов в начале XX века, хотя доказывать это я бы не взялся. Тем не менее я считаю Миролюбова волхвом, то есть человеком, озаренным свыше, который хотел сделать благое дело. И поклон ему до земли за это. Важно другое. Даже если "Велесова книга" - действительно древнее произведение, это мало что меняет. Потому что язычество - это не религия книги. Каждый озаренный человек, каждый волхв может записать свое понимание язычества. Что сейчас и происходит.

А почитаться произведения должны по степени их значимости, которая проверяется временем. Независимо от подлинности "Велесовой книги", очень многие берут из нее духовные идеи, которые верны по сути. Можно, конечно, спорить о частностях. Например, я не согласен с тем, как в ней описан этногенез славян. Но это не самый главный вопрос вероучения.

- Правда ли, что во многих языческих общинах процветает национализм?

- Что касается нашей общины, то к национализму в вульгарном смысле слова мы просто не имеем отношения. Мы считаем, что любовь к своему народу не должна измеряться ненавистью к другим. К сожалению, действительно есть некоторые люди, которые в язычестве видят прежде всего идеологическую базу для борьбы с чем бы то ни было. Но эта борьба не вытекает из сути веры. Такие элементы, наверное, всегда будут в любом движении. Ведь и в христианстве есть люди, которые занимаются не тем, чем занимались святые.

Ненависть не должна ослеплять человека. Потому что смысл язычества - это внутренний лад. Если ты постоянно кого-то ненавидишь, лада не будет, и на своем духовном пути не достигнешь ничего. Понятно, что если враг захватил твою землю, необходимо дать отпор. Но надо правильно расставлять акценты.

- Вы подвергаетесь преследованиям со стороны представителей других религий?

- Несколько раз христиане разрушали наши капища, но каких-то массовых драк не было. Приходилось, конечно, сталкиваться с негативным отношением. Подходили люди с угрозами. Но когда с ними удавалось поговорить по-человечески, оказывалось, что всегда можно найти общий язык. И в результате мы расходились друзьями.

Вся беда в непонимании. Благодаря христианской пропаганде слово "язычество" веками ассоциировалось с чем-то низменным и примитивным. А это совершенно неверно. Большинство людей не дают себе труда самостоятельно докопаться до истины. Они высказывают поверхностные суждения, которые идут не от их понимания проблемы, а навязаны проповедниками.

- Много ли сейчас в России язычников?

- Каждый человек в какой-то момент жизни ощущает свою приверженность родным корням. Изучая русскую культуру и пытаясь понять истоки большинства христианских праздников, он вдруг понимает, что истоки эти языческие и сам он во многом язычник. Хотя Тертуллиан сказал, что душа по природе - христианка, мы-то как раз думаем, что душа по природе язычница.

Языческие общины существуют практически в каждом городе, хотя крупных организаций пока нет. Судя по интернету и личному общению, людей, которые симпатизируют нашей исконной вере, достаточно много. В одной только Москве речь идет даже не о тысячах, а о десятках тысяч. Это при том, что никакой публичной проповеди язычества ни одна из общин не ведет. Бывают случаи, что кто-то разместит статью в интернете или пригласит знакомых на обряд. Но с христианской или сектантской пропагандой это не сравнимо.

- Расскажи про ваши печатные издания.

- Наша община уже с 1998 г. выпускает книги. К сожалению, очень маленькими тиражами, потому что в основном их приходится издавать за свой счет. Мы публикуем и описания обрядов, и языческую поэзию. При этом мы стараемся делать упор не на идеологии, а на собственном мироощущении.


Книги Велеслава

Совсем недавно вышел наш обрядник. Он интересен тем, что по крайней мере со времен князя Владимира это первое издание, описывающее языческое богослужение. Конечно, мы не говорим, что в дохристианской Руси оно проводилось именно так. В те времена и потребности людей, и сами люди были другими. Но тот факт, что такая книга вышла, - это, на мой взгляд, значимое событие в языческом движении.

- Откуда же тогда вы берете обряды?

- Всякий обряд начинается с внутреннего побуждения. Допустим, человек пришел в лес, зажег костер и сказал "Слава богам!". Поначалу он даже не думает, что делать дальше. Но он уже ощущает нечто. Постепенно складываются заклинания, заговоры, призывания. Для этого существуют волхвы.

Кроме того, по крайней мере до первой половины XX века в христианской среде сохранялись многие народные праздники. Известно, как они справлялись, какие мистериальные действа на них происходили. На основе этого возможна реконструкция обряда. И здесь уже можно говорить о прямом наследовании традиции.

Дополнение от Велеслава: "Скажу одну вещь, которая может показаться, на первый взгляд, странной и неожиданной. Самое страшное для язычества в современной России – это его официальное признание, которое неизбежно приведёт к внутренней борьбе за власть, к спорам о том, кто «истинный» язычник, а кто нет, и, в конечном счёте, к монетизации и рутинизации живой веры. Сейчас, пока мы собираемся в лесах, пока нам не платят денег, но, наоборот, от нас требуются какие-то вложения, язычество привлекает к себе людей действительно «горящих», живущих традицией. А вот когда живая вера «остынет» и станет частью системы, тогда государство начнѐт промывать мозги людям через Родноверие так же, как в настоящее время через христианство, и язычество неизбежно превратится в ещё один – колоссальный – рычаг управления, встроенный в государственную машину. И дело тут вовсе не в язычестве или христианстве как таковых. Это беда каждой религии, которая, становясь частью большой государственной машины, из метода достижения духовной свободы становится методом закрепощения людей. Поэтому для любой религиозной системы обновление необходимо, и оно приходит в свой срок, – и как когда-то на замену язычеству пришло христианство, так сейчас на замену христианства приходит новое язычество. Когда-то христианство влило новую струю в старое язычество, которое существовало тогда, в ту закостеневшую систему оно внесло что-то новое. Но сейчас, когда официальное – церковное – христианство превратилось в живой труп, становится очевидно, что в новый мир оно не перейдёт, что оно обречено. Закат сегодняшнего христианства может длиться ещё довольно долго, но, тем не менее, он неизбежен. А вот у нового язычества – именно у обновлённого, у нас, есть перспектива на будущее. Живой Огонь радений, преодолевая преграды человеческой глупости и формализма, обновит формы, через которые будет являть себя миру. Но какой именно узор он начертит в будущем, не возьмусь судить".

Из архива родноверческого движения:

СЛАВА РАДАРЮ ЯРОСЛАВУ!

Владивосток, сопка Орлиное гнездо, январь 2000 г.


Влх. Ярослав Верховода языческой общины Владивостока - радарь Ярослав совершил обряд огненного погребения своей усопшей матери.

- Это мать моя умерла. Она сама захотела быть похоронена по древнему славянскому обычаю. Наши пращуры никогда не оскверняли землю трупами. Если даже тело и закапывалось, то очень неглубоко, а вся могила заливалась медом - пусть муравей свое возьмет, но не червь да опарыш. С вечера мы ее сюда привезли, а рано поутру крышку струги (гроба) открыли, и вот теперь она через звезды, солнце красное да месяц ясный прямо в рай и отправилась. - так лаконично и просто рассказал об этом знаменательном событии Ярослав.

Это первое за последние годы ОТКРЫТОЕ погребение по древнему языческому славянскому обряду. Ярослав провел этот обряд совершенно открыто, не боясь преследований со стороны православной церкви и государственных органов. Но никто не посмел ему помешать или начать открыто преследовать. Чиновники лишь разводят руками, а священники лишь скрепят зубами.

В то время как язычники центральной России (включая московские общины), боясь преследований, при необходимости проводят лишь ИМИТАЦИИ погребальных обрядов, радарь Ярослав во Владивостоке совершает гражданский подвиг - бросает вызов чужебесию и... побеждает!

Встав лицом к солнцу, радарь пел о солнцевороте, обращался к древним славянским богам - чаще всего к Сварогу. Время от времени участники Тризны вставали в круг и воздевали к небу сомкнутые руки. Обращаясь к собравшимся Ярослав говорил, что позабыли мы, русские, обычаи наших пращуров, поклоняемся кресту иудейскому, природу губим, не по ее законам живем. Но придет время, и вернемся мы к корням нашим, и тогда меч словенский поразит всех наших недругов. Народ наш сумеет отличить правду от кривды, добро от зла.

Радарь совершил жертву - бросил в гробовую крышку зерен, полил масла, и мужчины положили ее на раскаленные угли. В несколько секунд ее охватил огонь...

На вопрос, как он не боятся устраивать столь серьезный ритуал практически в центре города и не опасаются ли возможных преследований со стороны правоохранительных органов и местной власти, Ярослав спокойно ответил следующее:

Ярослав в волчьей шкуре - Кто же может мне запретить жить по обычаям предков? Эта сопка священная - Мать, Крестовая - Отец, а вон тот “зуб” на Окатовой - то Внучек. Они Владивосток хранят. И строить на них ничего нельзя. Здесь, на Орлиной, должно быть капище. Будем здесь деревья сажать, пускай дети ходят сюда птиц кормить. Сейчас дух моей матери будет хранить это место, а вместе с ним и весь наш город.

Шокированные дерзостью Ярослава "прохристианенные" свидетели Тризны кинулись в прокуратуру, но получили там вполне логичный, но весьма неожиданный для них ответ:

- Уголовной ответственности за сожжение трупа нет. Даже в тех случаях, когда преступник-убийца, желая скрыть следы содеянного, сжигает тело своей жертвы, мы предъявляем ему обвинение в убийстве, а не в сожжении трупа. - Пояснил волнующимся "представителям общественности" заместитель прокурора Владивостока Игорь Ивков. - Отправление языческого ритуала тоже преступлением не является - если человек умер естественной смертью, да к тому же сам выбрал такой способ захоронения, то состава преступления здесь нет, особенно если у родственников имеются на руках официальное заключение о смерти либо результаты вскрытия, которые доказывают, что человек действительно умер “без посторонней помощи”. Есть, правда, 224-я статья УК РФ: “Глумление над трупом”, но, судя по вашему рассказу, признаков этого преступления также нет. Безусловно, прокуратура сейчас займется расследованием этого случая. Одно могу сказать точно - в процессе тризны наверняка были нарушены санитарные нормы. Похоронное дело находится в ведении органов местного самоуправления, то есть мэрии Владивостока.

Шокированы оказались и работники правового управления городской администрации:

- Это просто вандализм какой-то, - сказала начальник управления Валентина Нечаева. - Конечно, закон “О похоронном деле” не предписывает в обязательном порядке закапывать всех умерших в землю. Но зачем сжигать человека в центре города, ведь во Владивостоке уже действует крематорий, где захоронение можно провести вполне цивилизованно?

Не готова к вопросу о санитарных нормах оказалась и заместитель главного врача ГЦСЭН Галина Яковец:

- Я даже не знаю, как это прокомментировать. Кремация однозначно должна производиться в крематории. Какие санитарные нормы? Это просто дикость какая-то.

Разумеется, что радушный прием "обеспокоенным гражданам" оказала православная церковь. Батюшка (о.Ростислав), как и предписано православным каноном и житиями святых (добрая половина которых "прославилась" как раз подобными деяниями), вылил ушат грязи на язычество в целом и Ярослава в частности и заверил присутствующих, что мол на самом деле то, что они, язычники, “возрождают”, к настоящему язычеству никакого отношения не имеет. Мол тысяча лет, что прошла после крещения Руси, хорошо обрубила корни, и реальных исторических свидетельств той эпохи не осталось. Все якобы найденные источники типа “Велесовой книги” - обычные апокрифы.

А еще добавил: “Жалко мне наших соотечественников. После падения железного занавеса перед ними открылись огромные “духовные перспективы”. Что же мы имеем в результате? Ежедневно на исповедь приходит множество людей, побывавших в бесчисленных сектах и магических салонах. Они слышат голоса, испытывают непонятные страхи и даже тягу к суициду... Психиатрические больницы переполнены".

о.Ростислав грозно покачал поднятым вверх перстом - словно угрожая кому-то и многозначительно произнес: "Те, кто исповедует язычество, выпадают из нашей культуры, отрицают ее". - Как в воду глядел...

Сопка Орлиное гнездо Радарь Ярослав три года провел на русском Севере - в Архангельской, Новгородской, Псковской землях. Там и принял новое языческое имя... По словам Ярослава, язычество в тех краях весьма распространено, и местные язычники даже творят чудеса - лечат тяжелые болезни, останавливают дождь.

- Но со всеми этими экстрасенсами и магами мы не имеем ничего общего, - говорит Ярослав. - То, что обычные люди знают о русской истории, не что иное, как грандиозная мистификация, которую создали христианская церковь и послушные ей иудео-христианские “ученые”. Именно они и уничтожили все свидетельства о жизни наших предков до кровавого крещения, вот и получилось, что до этого момента ни истории, ни государства у наших пращуров не было, а сами они чуть ли не в берлоге жили...

15.01.2000г.

Велеслав. Бездна НЕРОЖДЁННОГО

Источник: Живой Журнал Велеслава, veleslav13.livejournal.com, 20.03.2015г.

1. «Бога» нет. Никакой надзирающей личности над нами. Никакого законодателя и судьи — самовлюблённого самодура над цирковым шатром фальшивых Небес.

2. Есть лишь БОЖЕСТВЕННОЕ — Чистое Присутствие НЕВЫРАЗИМОГО. Не существо, а состояние. Не личность, а Бездна — Сверхбожественное НИЧТО по ту сторону всех имён и форм, Предвечное НЕРОЖДЁННОЕ за пределами Жизни и Смерти.

3. Из Бездны НЕРОЖДЁННОГО произошло всё рождённое. В Бездне НЕРОЖДЁННОГО берут своё начало все Силы, созидающие, поддерживающие и пресуществляющие этот Мир. Из Бездны рождается всё зримое и всё Незримое.

4. Бездна не диктует нам, какими быть «хорошо», а какими быть «плохо», но молниеносным накатом взрывает нашу обыденность изнутри, прорываясь наружу миллионами звёздных радуг, жемчужной россыпью озарений в миг Прозрения...

5. Бездна — это Чистое Сознание, не отождествлённое ни с чем, глубже всех «священных» писаний, выше всех «богов». Это Я САМ (АЗ ЕСМЬ) без покровов и личин — РЕАЛЬНОСТЬ по ту сторону сна...

Ведающему — достаточно.

Материалы по теме:
Изведы о Родной Вере. На вопросы отвечает Ставр
Ставр и Белояр "Беседа о Славянском Родноверии"
Ставр. Характерные черты Родноверия. Ведать сердцем - мое пожелание всем сородичам!
Путь. К предкам и предкам предков - богам. Интервью с Озаром Вороном
Э.Прицский "Это - русская вера"
М.Харитонов "Возвращение общины"
Четыре великих праздника солнца на Руси
Зов славянских предков (текст, фото)
Жить очень долго можно только на родине и соблюдая традиции предков
Иллюстрации славянской и языческой тематики
Фотографии: славянская и родноверческая тематика в современной одежде, украшениях, аксессуарах


Родноверие.

 

К началу страницы
 

РУСКОЛАНЬ