Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.



Человековедение

Джаред Тэйлор
Наука о человеческой природе

Источник: Джаред Тэйлор. Белое самосознание. Расовая идентичность в XXI веке
White Identity: Racial Consciousness in the 21st Century. Переводчик: М. Диунов
Издательство: Кучково поле, Икс-Хистори. ISBN 978-5-9950-0416-5; 2014 г.

Расовый конфликт и самосегрегация — это не то, чего можно было бы ожидать, если распространенные гипотезы о преимуществах расового разнообразия были бы верны. Преобладающее мнение в средствах массовой информации и некоторой части научного сообщества состоит в том, что раса даже не является биологической категорией и что лишь только из-за предвзятого мнения мы ее вообще замечаем. Эта точка зрения игнорирует большой объем научной работы, которая предполагает, что расовое и этническое сознание людей уходит корнями глубоко в человеческую психологию. Наши расы, по всей вероятности, обладают инстинктом определения, кто принадлежит к сообществу «своих», а кто нет. Исследования указывают на бессознательные процессы в головном мозге человека, которые отторгают подозрительных людей, отличных от нас самих. Это приводит некоторых исследователей к выводу, что этноцентризм является частью человеческой природы.

В то же время, как показывают исследования на уровне групп, этнический конфликт универсален. Во всех странах, где присутствует разнообразие в сферах религии, этнической принадлежности или расы, это становится причиной конфликтов. Для большей части послевоенного периода социологи и политологи исходили из предположения, что это реликтовая проблема, которая по мере развития общества будет заменена соревнованием на основе классовой или профессиональной принадлежности. Но этого не произошло. Один исследователь пришел к выводу, что «этническая принадлежность базируется на общем происхождении и, как правило, более важна, чем классовая принадлежность, базирующаяся на общих интересах. ...Кровь значит больше, чем деньги»1.

Ученые начали рассмотрение вопроса о том, что этническое или расовое смешение может быть легко достигнуто. Исследования человека обнаружили, что всегда остаются племенные или расовые инстинкты, в то время как изучение общества показывает, что разнообразие неизменно приносит конфликт.

Генетическая теория подобия

Существует теоретическая основа, которая объясняет этноцентризм. Специалист в межнациональных отношениях бельгиец Пьер Л. ван ден Берге более 25 лет назад сказал: «Степень сотрудничества между организмами может находиться в прямой зависимости от доли генов, которые для них общие, и наоборот, степень конфликта между ними является обратной функцией доли общих генов»2. Ван ден Берге использовал слово «организм», потому что обнаружил, что этот принцип является верным для животных, как и для людей. Когда есть большое генетическое расстояние между различными особями (а у людей — когда они представители разных рас), конфликты становятся острее.

Легко понять первую часть предположения ван ден Берге. Люди во всем мире идут на большие жертвы ради своих семей. Все формы жизни можно рассматривать как стремление передать свои гены будущим поколениям. Каждый индивидуум поэтому имеет «генетическую заинтересованность» в близких родственниках, что объясняет солидарность и сотрудничество в рамках семьи.

Британский генетик Дж. Б. С. Холден в 1930-х годах в шутку сказал: «Я бы отдал свою жизнь за двух братьев или за восьмерых кузенов»3. Жертвы такого рода будут генетически нейтральными, потому что каждый брат обладает половиной отличительных генов, а кузен — одной восьмой.

А как насчет враждебности к незнакомцам? Большая часть нашей эволюции как отдельных видов случилась до изобретения сельского хозяйства: в течение миллионов лет наши человеческие и дочеловеческие предки жили кланами охотников-собирателей. Члены небольших групп, как правило, были в родстве, и для них было важно сотрудничать и даже жертвовать своими интересами друг для друга. В то же время незнакомцы были потенциально опасными конкурентами за пищу и территорию. Как пояснил Эдвард О. Уилсон из Гарварда: «Самый сильный стимул агрессивного ответа у животных—это образ незнакомца, особенно вторгающегося на их территорию. Этот ксенофобский принцип был выявлен практически в каждой группе животных, демонстрирующих высшие формы социальной организации»4.

Группам, которые не защищают территорию от вторжения чужаков, реже удается выжить. «Наша поведенческая предрасположенность к этнической семейственности превратилась в борьбу за существование, потому что это было рациональным и полезным», — объясняет финский ученый Тату Ванханен5. Сегодня наша жизнь сильно отличается от жизни охотников-собирателей, но исследования поведения человека предполагают, что основные инстинкты остаются неизменными.

Многие виды поведения животных можно объяснить теорией генетического сходства. Животные отдают предпочтение схожим формам, и исследование показывают, что они имеют удивительную способность отличать родственников от посто­ронних. Лягушки мечут икру кучей, после этого икринки могут быть разделены и развиваться в индивидуальном порядке. Если затем головастиков кладут в емкость, братья и сестры как-то опознают друг друга и держатся вместе, а не смешиваются с головастиками от других матерей6.

Суслики-самки вида белдинг могут спариваться с более чем одним самцом, прежде чем произвести потомство, так что помет может быть сочетанием полных и единоутробных братьев и сестер. Как и головастики, они могут понимать степень родства. Полные братья и сестры кооперируются более друг с другом, чем с единоутробными, борются меньше и держатся ближе на территории обитания7.

Даже пчелы знают, кто их родственники. В одном экспери­менте присутствовали пчелы из одного улья 14 различных степеней родства: сестры, кузены, троюродные и т. д. Когда насекомые были затем выпущены вблизи улья, сторожевые пчелы должны были решить, кого из них впустить внутрь. Они разобрались со степенями родства с почти абсолютной точностью, впуская в улей самых близких и отгоняя более отдаленную родню. Корреляция между степенью родства и вероятностью быть впущенным в улей оказалась выдающейся — 0,938.

Муравьи славятся сотрудничеством и готовностью по­жертвовать собой для колонии. Это связано с особенностью воспроизводства, по которой рабочие особи на 70% генетически идентичны друг другу. Но даже среди муравьев есть большее или меньшее генетическое разнообразие, и в наиболее тесно связанных группах они проявляют лучшую готовность сотрудничать.

Linepithema humile — крошечный муравей, родиной которого является Аргентина, но теперь он распространен и в Соединен­ных Штатах. Многие муравьи погибли во время путешествия, и данный вид потерял большую часть своего генетического разнообразия. Это сделало представителей северной ветви Linepithema humile более тесно сотрудничающими, чем те, что остались в Аргентине, где различные колонии ссорятся и конкурируют друг с другом. Этот новый уровень сотрудничества помог насекомым-иммигрантам соединять гнезда в суперколонии и уничтожать местные виды муравьев. Американские энтомологи хотят за­щитить американских муравьев путем внесения генетического разнообразия в вид Linepithema humile, чтобы они стали более агрессивными в рамках популяции9.

Даже растения сотрудничают с близкими родственниками и конкурируют с чужаками. Обычно когда два растения поме­щаются в одном горшке, они отращивают солидную корневую систему, пытаясь вытеснить друг друга и получить наибольшее количество питательных веществ. Дикий цветок под названием Морская ракета, который растет на пляжах, не делает этого, если два растения происходят от одного и того же растения-«матери». Они распознают друг друга по выделяемым веществам и избе­гают расточительного состязания10.

Высшие животные демонстрируют те же тенденции. Шим­панзе, наши ближайшие из ныне живущих родственников, по­зволяют понять, как, возможно, вели себя наши далекие предки.

Шимпанзе живут в группах на отдельных территориях и демонстрируют агрессивное внутригрупповое самосознание. Известно, что самцы отгоняют чужаков из других групп и уби­вают их молодняк, если могут. Психологи наблюдали шимпанзе в Уганде и обнаружили, что даже самки готовы убивать за на­рушение границ контролируемой территории".

Люди часто ведут себя в соответствии с теорией генетического сходства. Эту область внимательно изучал Дж. Филипп Раштон из Университета Западного Онтарио. «Генетически схожие люди склонны искать друг друга и обеспечивать взаимно благоприятные условия, такие как брак, дружба и социальные группы»12, — писал он. Например, супруги, как правило, похожи друг на друга не только по возрасту, этнической принадлежности и образованию (г=0,6), но и во мнениях, позициях (г=0,5), интел­лекте (г=0,4) и даже в таких вещах, как личность и физические черты (г=0,2). Они похожи друг на друга и в нежелательных чертах, таких как агрессивность, преступность, алкоголизм, психические заболевания. Можно прогнозировать, насколько будет счастлива пара, зная, насколько похожи люди, составляю­щие ее. Лучшие друзья тоже похожи друг на друга. Более того, в смешанных семьях, где есть приемные и родные дети, друзья биологических братьев и сестер похожи друг на друга больше, чем друзья приемных13.

Один из классических примеров родственных предпочтений — это риск насилия, которому дети подвергаются, когда они живут с человеком, не являющимся их биологическим отцом. Ребенок дошкольного возраста имеет в 40 раз больше шансов подвергнуться нападению со стороны приемного родителя, чем биологического14.

Для людей наиболее очевидным показателем генетического сходства является внешний вид. Индивиды одной и той же расы всегда генетически ближе друг к другу, чем к представителям других рас15, и даже внутри одной расы физическое сходство, как правило, означает и генетическое.

Маленькие дети очень рано начинают понимать, к какой расе они принадлежат, и даже трехмесячные младенцы предпочитают лица своей расы. В совместном британско-израильском иссле­довании детям, сидящим на коленях у матерей, были показаны фотографии белых и черных лиц для определения их привле­кательности. Признаком предпочтения считалось то, как долго ребенок смотрит на объект. Белые дети, выросшие в белой среде, смотрели на белые лица в среднем на 63 процента дольше, чем на черные. Черные младенцы, воспитанные в Африке, смотрели на черные лица на 23 процента дольше16.

Взрослым проще различать людей их собственной расы, чем других. Эта разница настолько хорошо известна, что психологи назвали ее «эффектом другой расы». В 2006 году для подтверж­дения данного эффекта исследователи из Университета Техаса в Эль-Пасо показали испытуемым равное количество фотографий лиц их собственной и другой рас. Через некоторое время ис­пытуемым было показано в два раза больше фотографий людей разных рас, в том числе лица, которые им уже демонстрировали, и спросили, какие из них они видели раньше. Все испытуемые, независимо от расы, сделали примерно на 50% больше ошибок с лицами людей чужой расы17.

Профессор Эдвард Сейденстикер, преподающий японский язык в Колумбийском университете, раз подслушал разговор, в котором намекалось на «эффект другой расы». Он совершал поездку на один из южных островов Японии, где около тысячи обезьян живут в дикой природе, при этом они достаточно при­ручены, чтобы их могли наблюдать туристы. Гид отметил, что он может отличить любую обезьяну от другой, лишь взглянув. Скептик из числа туристов усомнился, как можно выделить одну из тысячи обезьян. «О, это очень легко, — ответил гид. — Это как отличать белых людей друг от друга»18.

Трехмесячные младенцы, похоже, тоже демонстрируют «эффект другой расы». При исследовании в Университете Кентукки белые дети очень хорошо различали лица со 100% европеоидными особенностями лица от тех, которые с помощью графики были изменены и в них появились черты лиц монголоидной расы. Эксперимент, поставленный наоборот, не получился: дети не могли отличить 100% монголоидные лица от тех, на которые наложили 30% расовых особенностей европеоидов. Другими словами, они могли обнаруживать небольшие различия между белыми и не совсем белыми лицами, но были не в состоянии делать то же самое с азиатскими и не совсем азиатскими лицами19.

Лоуренс А. Гиршфельд из Мичиганского университета сделал новаторскую работу по вопросу, насколько рано дети начинают осознавать свою расу. Он показал детям в возрасте трех, четырех и семи лет картину «Джонни»: пухлощекий чернокожий мальчик в полицейской форме со свистком и игрушечным пистолетом. Затем он продемонстрировал им фотографии взрослых, на которых были две из трех основных примет Джонни: расовая принадлежность, телосложение и форма. Профессор Хиршфельд подготовил все возможные комбинации — полицейские, которые были пухлыми, но белыми, худые черные полицейские и т. д., а потом попросил детей указать, кто на картинках — папа Джонни или Джонни, который вырос. Даже трехлетние значительно чаще выбирали чернокожих людей, а не толстяков или полицейских. Они понимали, что вес и род занятий могут измениться, но расовая принадлежность — никогда20. В 1996 году, после 15 лет исследований, профессор Гиршфельд сделал вывод: «Наш разум, вероятно, организован таким образом, что неизбежно делает мышление расовым. Знать, что человеческий мир можно разделить на дискретные расовые популяции, — почти неиз­бежная часть нашего образа мыслей»21.

Когда белым дошкольникам показывали лица смешанной расы, которые выглядели злыми, они, как правило, говорили, что это лица чернокожих, но всегда классифицировали счастливые лица как белые. «Фильтры, через которые люди видят мир, присутствуют с самого раннего возраста», — пояснил Эндрю Барон из Гарварда22.

Филлис Кац, профессор в Университете Колорадо, изуча­ла маленьких детей на протяжении первых шести лет жизни. В возрасте трех лет она показала им фотографии других детей и спросила, с кем бы они хотели дружить. 86% белых испытуемых выбрали фотографии белых. Малышам в возрасте пяти и шести лет она давала фотографии людей и просила их сортировать их на две кучи по любым критериям, которые им нравились. 68% производили сортировку по расовой принадлежности и только 16% — по половой. Подводя итоги шестилетнего исследования, профессор Кац сказала: «Я думаю, что это справедливо — сказать, что дети никогда не демонстрируют расовый дальтонизм, чего от них ожидают многие взрослые»23.

Австралийское исследование четырех- и пятилетних детей выявило, что белые малыши, не имея опыта общения с небелыми, предпочитали играть с белыми куклами, а некоторые даже называли игрушки, сделанные по образу аборигенов Австралии, «отвратительными»24. Дети, возможно, заимствовали предрассудки от родителей, но их реакция, скорее всего, имеет отпечаток врожденных предпочтений.

Взрослые могут отличить расу по минимальным данным. Исследователи Стэнфорда показали испытуемым всего лишь кусочек лица на фото: профиль от лба до подбородка, без во­лос. Испытуемые могли определить расу (80% случаев) чаще, чем пол (70%) или возраст в периоде 10 лет (68%). Раса обычно приравнивается к цвету кожи, но все профили специально были одного цвета. Можно предположить, что для взрослых важнее различать половую принадлежность, но они больше преуспели в узнавании расы25.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) была использо­вана для исследования связи веретенообразной области мозга с «эффектом другой расы». Эта область участвует в экспертной оценке наблюдаемого. В мозгу орнитолога, например, она активируется при виде птиц. Все люди имеют значительный опыт в распознании человеческих лиц, но МРТ-сканы показывают большую активность деятельности веретеновидной области, связанной с экспертизой, когда они смотрят на лица собственной расы26.

Генетическая теория подобия предполагает, что даже среди представителей одной расы есть склонность к людям, которые физически на них похожи. Лиза де Бруин из Абердинского университета в Шотландии предлагала испытуемым играть на компьютере с противником, чье лицо якобы проецировалось на экран. Игроки могли доверять друг другу и сотрудничать, чтобы выиграть большой приз, или же конкурировать и вы­играть небольшой приз. Когда лицо, которое видел на экране испытуемый, было измененной версией его собственного (с очень сходными чертами), он был более склонен к тому, чтобы объединить усилия. Если лицо на экране не было похожим, то игрок обычно был подозрительным и недоверчивым. Профессор де Бруин заключила, что игроки инстинктивно доверяют людям с признаками, которые позволяют предполагать, что они имеют близкое генетическое родство27.

В другом эксперименте профессор де Бруин попросила студентов выбрать из числа фотографий различных людей лицо, которое, как они считали, было наиболее заслуживающим доверия. Опять же без ведома испытуемых, одно из лиц, предложенных каждому из них, было версией его собственного лица, и именно оно было выбрано большинством как наиболее надежное. «Это означает, что на подсознательном уровне человек, изображен­ный на фото, является для них «семьей», и они более доверяют ему», — сказала профессор де Бруин28.

Стивен Платек из Гвиннетт колледжа, штат Джорджия, обнаружил следующее: когда фотографии лиц испытуемых были графически превращены в изображения лиц людей другой расы, но все еще были очень похожи на оригинал, это привело к падению рейтинга доверия. То есть расовые различия унич­тожают привлекательность схожих черт. Доктор Платек также обнаружил, что когда испытуемые смотрели на лица, похожие на их собственные, МРТ показала, что центры поощрений мозга были активны. Ученый считает, что нашел неврологическую основу существования предпочтения родственников, сообщества и расовой идентификации29.

Исследованием в Университете города Печ в Венгрии было установлено, что женщины, как правило, выбирают мужей, по­хожих на своих отцов, и что мужчины выбирают жен, которые напоминают их матерей. Венгерская группа полагалась не просто на субъективную оценку, но на тщательно измеренные пропор­ции лица, чтобы определить сходство30.

Даже владельцы домашних животных выбирают собак, которые выглядят похожими на них. Исследователи Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружили, что студенты могли сопоставить фотографии породистых собак с их владельцами в 64% случаев. «Когда выбираешь супруга или друга, ты смотришь на их собак», — сказал Николай Кристенфельд, возглавлявший исследование31.

К тому же, белые люди скорее заведут собаку светлого окраса, чем темную. «По крайней мере, 80% собак нашего питомника черные в течение 98% времени», — говорит Кэтрин Кристенсон из Гуманного общества Атланты, Джорджия. Это происходит потому, что «люди всегда забирают в первую очередь светлых собак»32.

Доверие к знакомым сопровождается настороженностью по отношению к незнакомцам. Дженнифер Ричсон из Северо-Западного университета провела эксперименты, в которых бе­лые испытуемые должны были общаться с белым или черным человеком, прежде чем пройти психическое тестирование. Те, кто имел дело с черными, получил более низкие оценки теста, и сканирование их мозга показало то, что профессор Ричсон назвала «повышенной активностью в областях мозга, связанных с регулированием наших мыслей и эмоций». Она интерпретирует данный факт следующим образом: белые исследуемые боролись с «неловкостью» от общения с черными, и это ослабило их способности, не позволив успешно пройти интеллектуальный тест33.

Исследователи из Гарварда и Университета Нью-Йорка просили белых и черных испытуемых неоднократно смотреть на серии фотографий черных и белых лиц с нейтральным выражением. Каждый раз, когда испытуемые смотрели на одно отдельное черное лицо и одно отдельное белое лицо, они получали слабый электрический удар. Детектор лжи показал, что участники эксперимента испытывали реакцию на стресс, когда они видели эти лица, которые рефлекторно связывали с ударом током. Исследователи показывали испытуемым серию фотографий еще несколько раз, но без электрического разряда. Белые быстро переставали реагировать негативно, когда они видели белое лицо, ранее связанное с шоком, но продолжали находиться в стрессовом состоянии, когда видели черное лицо. Черные испытуемые имели абсолютно противоположную реак­цию. Махзарин Банаджи, руководитель исследования, пришел к выводу, что это было следствием естественной человеческой настороженности по отношению к чужим расам34.

Психолог Йельского университета Адам Р. Пирсон органи­зовал телевизионные конференции между испытуемыми, часть из которых проводилась между представителями одной расы и часть — между людьми разных рас. Для половины разговоров он устраивал задержку в одну секунду каждый раз, когда следовал ответ. Испытуемые не знали, что задержка была искусственной, они замечали только небольшую паузу до ответа.

Обе группы испытуемых (и белые, и черные), которые общались в межрасовых конференциях с задержкой, описывали своих оппонентов более негативно, чем те, кто беседовал без задержки. Они также выразили меньше желания общаться. Испытуемые, которые проводили беседы с людьми той же расы, демонстрировали меньше беспокойства, когда работала встроенная задержка, и это не уменьшало их готовности общаться с оппонентом. Доктор Пирсон предположил, что люди имеют определенную настороженность во взаимодействии с представителями другой расы, и малейшее нарушение связи оставляет дурное впечатление35.

МРТ-тестирование еще раз доказывает работу глубинных механизмов мозга. Миндалины — две небольшие доли в мозгу, связанные со страхом, возбуждением и эмоциями. Их активность считается признаком бдительности, знаком того, что мозг насторожен и хочет получить больше информации. Исследование Массачусетского главного госпиталя обнаружило, что когда испытуемые смотрели на фотографии лиц, половину которых составляли белые, а половину — черные, МРТ показывала высокую активность миндалин. Это считается нормальной реакцией на незнакомые лица. Когда испытуемые смотрели на фотографии второй раз, лица уже были более знакомы, и только облик другой расы продолжал провоцировать активную деятельность миндалин. И для черных, и для белых верно предположение, что встречи с людьми других рас поддерживают мозг на более высоком уровне напряжения.

Миндалины уведомляют о расовой принадлежности, даже если человек этого не осознает. Уильям А. Каннингем из Университета штата Огайо показывал белым испытуемым фотографии лиц лишь на 30 миллисекунд — слишком мало для того, чтобы осознать расовую принадлежность, — но черные лица все равно вызывали большую деятельность миндалин, чем белые. Когда ученый показывал лица половину секунды — достаточно долго для того, чтобы заметить расу, — он обнаружил, что черные лица возбуждают большую активность в префронтальных зонах мозга, связанных с обнаружением внутренних конфликтов и контролем сознательного поведения. Это позволило предположить, что испытуемые пытались подавить определенные чувства по отношению к чернокожим36.

Стивен Нойберг из Университета штата Аризона приписывает инстинктивную подоплеку эволюции охотников-собирателей. «По своей природе люди — это животные, живущие группами.

Поэтому стратегия, которая повышает шансы индивидуального выживания, приводит к формированию того, что мы могли бы назвать «племенной психологией», — говорит он. — Это было адаптивным для наших предков — быть настроенными на тех, кто за пределами группы, кто определялся как угроза физической безопасности, здоровью или экономическим ресурсам»37.

Венди Берри Мендес из Гарварда обнаружила, что когда испытуемые играли в соревновательные игры с представителями другой расы, они демонстрировали физические признаки усталости, такие как пониженная сердечная деятельность и сужение артерий. Но не выказывали этих признаков, когда играли с людьми, принадлежащими к их собственной расе38.

Если человек видит, что кто-то получает травму, например, ноги, то его нервная система реагирует так, как будто это его собственная нога пострадала, хотя он и не чувствует физическую боль. Итальянские исследователи обнаружили следующее: когда белые испытуемые смотрели короткие клипы, как иглы колют белую или черную руку, симпатическая реакция на боль была сильнее, когда кололи белую руку. Более выраженным был и всплеск частоты сердечных сокращений и деятельности потовых желез в сравнении с обычной мерой эмоциональной реакции. Чернокожие испытуемые демонстрировали сходную реакцию, если им показывали такие же кадры с черной рукой39.

Гарвардские исследователи разработали компьютерный тест, который, предположительно, должен был выявить расовые предрассудки. Он начинался очень просто. Когда черное лицо появлялось на экране, испытуемый должен был нажать ключ слева, а когда белое лицо — ключ справа. Тем же способом он различал серию положительных слов, таких как «славный» и «замечательный», и отрицательных, таких как «противный» и «ужасный». Затем тест объединяет две категории, и испытуемый должен нажимать левую клавишу, когда появляется либо белое лицо, либо положительное слово, и правую клавишу, когда появляется либо черное лицо, либо отрицательное слово. Наконец, сочетание переворачивается, и испытуемый должен нажать один ключ, когда появляются черные лица или позитивные слова, и Другой ключ, когда появляются белые лица и отрицательные слова. После десятков тысяч тестов анализ результатов показал, что 88% белых лучше связывали белые лица с положительными словами. Многие белые, которые считают себя свободными от предвзятости, были удивлены такими результатами40.

Даниэль Широ, профессор международных исследований в Университете Вашингтона в Сиэтле, говорит, что научные выводы такого рода «опровергают мнение тех наивных, которые верят, что мы все могли бы быть хорошими толерантными людьми, легко принимающими культурные и этнические различия»41.

На самом деле, есть некоторые люди, которые, кажется, не имеют встроенных расовых предпочтений. Они страдают от патологического состояния, известного как синдром Уильямса, и не испытывают обычного страха перед неизвестным. Исследователи из Центрального института психического здоровья в Мангейме в Германии обнаружили, что нормальные белые дети в возрасте от пяти до семи лет подбирают хорошие характеристики фотографиям людей своей расы и отрицательные характеристики снимкам представителей другой расы. Двадцать детей с синдромом Уильямса так не сделали — они подобрали характеристики без учета расовой принадлежности.

Синдром Уильямса проявляется в том, что изменяется способ миндалин «общаться» с префронтальной лобной корой, что устраняет социальную сдержанность. Люди с таким синдром являются «гиперсоциальными» и не видят опасности в других, которые могут быть для них угрозой42. Они также имеют тенденцию быть слегка заторможенными и страдают от иных физических осложнений.

В остальных же чувство племенной идентичности лежит глубоко и может самоутвердиться душераздирающим способом. Лоури Тернер вступила во второй брак с индусом. «Я белая, и у меня есть два сына от моего первого брака, с молочным цветом лица и золотыми волосами», — писала она. А затем рассказала, какой неподготовленной она была для своих чувств, когда у нее родился ребенок смешанной расы: «Когда я подхожу к зеркалу в моей спальне, чтобы полюбоваться на нас вместе, я шокирована. Она кажется очень чуждой. С ее длинными темными ресницами и блестящими темно-каштановыми волосами, она не выглядит кем-то похожим на меня...

Я не понимала, насколько ее чуждый вид имеет значение, и на рациональном уровне я знаю, что этого не должно быть. Но это есть.

Эволюция требует от нас иметь детей, чтобы передать наши гены, следовательно, чувство гордости и ценности мы получаем от своих черт, проявившихся в следующем поколении.

С моей дочерью у меня такого нет... Даже допуская смешанные чувства по поводу того, что она не будет блондинкой с голубыми глазами, я чувствую себя невероятно виновной»43.

Американская женщина, которая усыновила ребенка из Индии, писала о похожих чувствах: «Когда я пыталась решить, кого и откуда усыновить, у меня было много вопросов о межрасовом усыновлении, и большинство людей отреагировали на мое любопытство несколько неадекватно. Я чувствовала себя смущенной, озвучивая возможные проблемы моим либеральным друзьям, потому что все мы были твердо уверены, что раса не имеет никакого значения для нашего выбора друзей, любовников или крошечных младенцев.

Я прилетела в Бомбей и стала матерью... Вернувшись домой через пару недель, я смотрела на голую попу Вайшали — ее самую темную часть тела — и пыталась игнорировать настойчивый шепот страха. Вместо того чтобы наполняться гордостью, я чувствовала себя как-то не так, выполняя омовение этой интимной части, цвет которой был так чужд моему собственному... Разве это могла быть моя дочь? Я смотрела на нее и пыталась найти сходство между нами, успокаивая себя, что ее волосы прямые, а губы не слишком полные. Но наличие этих мыслей заставило меня почувствовать стыд. Я попыталась отделить эмоции от факта: темный ли цвет ее кожи причинял мне дискомфорт или просто то, что она оказалась не похожа на меня?»44? Существует сильное желание родителей видеть себя в своих детях. По крайней мере, некоторые из клиник по лечению патологий фертильности готовы помочь инвалидам иметь детей, которые при этом унаследуют болезни своих родителей. Техника, известная как скрининг эмбрионов, включает оплодотворение ряда яйцеклеток in vitro, а затем сравнение генетических характеристик полученных эмбрионов, прежде чем принять решение, какой из них имплантировать. При наличии достаточного количества эмбрионов на выбор один из родителей может получить ребенка, который будет похож на него. Кара Рейнольде, отличающаяся карликовым ростом, была возмущена реакцией людей, которые осуждали ее преднамеренный выбор, обусловленный желанием, чтобы ее ребенок унаследовал ее дефект. «Вы не можете говорить мне, что я не могу иметь ребенка, который будет выглядеть, как я, — заявила мисс Рейнольде. — Это просто невероятно самонадеянно с вашей стороны»45.

Потребность в расовой идентификации

Является общим местом предположение, что мультирасовая реальность неизбежна и что расовая идентичность исчезнет, поскольку расы смешаются. Американцы предпочитают думать, что «трагедия мулатов», которых отторгают обычно обе стороны, это или миф, или отражение устаревшего расистского мышления. Исследования показывают, что все не так просто.

Исследование 2003 года, проведенное с 90 000 учениками средних школ, обнаружило, что у детей смешанной (бело-черной) расы больше проблем со здоровьем и психикой, чем у детей, которые были или черными, или белыми. Они более подвержены депрессии, обладают плохим сном, чаще пропускают школу, курят, пьют, склонны к самоубийству и раньше начинают заниматься сексом. Бело-азиатские дети продемонстрировали сходные симптомы. Руководитель исследования пришел к выводу, что причиной были «борьба за формирование самоидентификации, ведущая к недостатку самоуважения, социальная изоляция и проблемы семьи, проявляющиеся в двухрасовых домохозяйствах»46.

Авторы исследования 2008 года приходят к такому же выводу: «Когда дело доходит до антиобщественного поведения подростков, выясняется, что подростки смешанных рас абсолютные отморозки по сравнению как с черными, так и с белыми. Подростки смешанных рас, не имея соответствующей группы сверстников, вынуждены вести более рискованный образ жизни, чтобы быть принятыми окружением»47. Изучение бело-азиатских детей показало, что они в два раза чаще, чем монорасовые дети (34% против 17%), страдают от психологических расстройств, таких как тревожность, депрессия или наркотическая зависимость48.

Йонсум Чой из Чикагского университета обнаружила, что в средней школе Сиэтла четкая расовая принадлежность, кажется, защищает от определенных проблем. Дети смешанной расы являлись группой, наиболее склонной к курению, приему наркотиков, чаще участвовали в драках, сильно избивали кого-либо и даже носили оружие. Профессор Чой считает, что такие дети страдают, потому что ни одна из родительских расовых групп не принимает их. «Существуют признаки того, что этническая идентичность помогает защитить детей от этого [нежелательного] поведения», — отметила она.

Профессор Чой также утверждала, что развитая идентификация недавних иммигрантов сберегает подростков от неприятностей. По ее данным, родившиеся за границей дети всех рас — черной, белой, азиатской, латиноамериканской — попадают в меньшее количество проблем, чем родившиеся в Америке дети этих групп. Она отмечала, что черные иммигранты переняли вредные привычки родившихся на родине черных наиболее быстро, в то время как азиатам требуется самый долгий путь, чтобы достичь уровня преступного поведения азиатов, родившихся в Америке. Профессор Чой предположила, что это следствие того, что азиатские иммигранты не спешат ассимилироваться49.

Лиза Кианг из Университета Уэйк Форест обнаружила, что развитая этническая идентичность была привязана к благоприятному прогнозу для подростков: «Подростки с сильными этническими связями поддерживают в целом позитивную модель поведения. ...Таким образом, наличие положительного чувства к своей этнической группе обеспечивает дополнительный рост позитивности в повседневной жизни людей». Она считает, что общество должно поощрять сохранение этнической идентичности, по крайней мере для китайцев и мексиканцев, которых она изучала50.

Вместо того чтобы свободно перемещаться между двумя группами, человек смешанной расы чувствует себя некомфортно в обоих. В Гарварде Палома Сепеда, наполовину мексиканка, наполовину русская, сказала, что ее не принимали за свою в мексикано-американской группе «La Raza», потому что она была наполовину белой.

Ялунь Ту, наполовину белый, наполовину китаец, не вписывался в сообщество китайских студентов: «Они будут говорить о том, как китайские матери властны и строги. Но моя мать белая и хорошо понимает меня, поэтому я не могу сопереживать им. ...Я просто не чувствую той связи, которая держит эту группу».

Некоторые «изгои» смешанных рас, как они иногда называют себя, кладут начало новым сообществам. Гарвард, Браун, Колумбия, Корнелл, Лос-Анджелес, Брин Маур и другие университеты имеют сообщества с названиями вроде «Смешанные», «Половинчатые», «Смешанный студенческий союз». Один журналист даже пришел к такому выводу: «Не создается впечатление, что студенты учатся быть более толерантными к людям, не похожим на них. Они хотят быть окруженными такими же людьми, как и они сами»51.

Примечания

1. Tatu Vanhanen, Ethnic Conflicts Explainedby Ethnic Nepotism. — Stamford, CT: JAI Press, 1999, p. 7.
2. Pierre L. van den Berghe, The Ethnic Phenomenon. — Westport, CT: Praeger Publishers, 1981, p. 7.
3 Quoted in Kevin Connolly and Margaret Martlew, Psychologically Speaking: ABook of Quotations. —Leicester, England: British Psychological Society, 1999, p. 10.
4. Edward O. Wilson, Sociobiology: The New Synthesis. —Cambridge: Harvard University Press, 1975, p. 249.
5. Tatu Vanhanen, Ethnic Conflicts Explained by Ethnic Nepotism, p. 16.
6. J. Philippe Rushton, Ethnic Nationalism, Evolutionary Psychology and Genetic Similarity Theory // Nations and Nationalism, Vol. 11, 2005, No. 4, p. 494.
7. J. Philippe Rushton, Race, Evolution, and Behavior: A Life History Perspective. — New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1995, p. 74.
8. Там же, с. 73.
9. Science News // Biology, Vol. 157, p. 346. Original study reported in Proceedings of the National Academy of Sciences, May 23, 2000.
10. James Owen, Plants Can Recognize, Communicate With Relatives, Studies Find //National Geographic News, June 14,2007; Plants Recognize Their Siblings, Biologists Discover // McMaster University Press Release, June 13,2007; Plants Can Recognize Rivals and Fight, Study Says // MSNBC, Oct. 20, 2009.
11. Female Chimps Can Become Killers // BBC News, May 15, 2007.
12. J. Philippe Rushton, Race, Evolution, and Behavior: A Life History Perspective. — New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1995, p. 69.
13. Ibid., p. 75, 80, 81; J. Philippe Rushton, Ethnic Nationalism, Evolutionary Psychology and Genetic Similarity Theory // Nations and Nationalism, Vol. 11, 2005, No. 4, p. 495.
14. J. Philippe Rushton, Race, Evolution, and Behavior, p. 75.
15 D. J. Witherspoon et al., Genetic Similarities Within and Between Populations // Genetics, published electronically before print, March 4,2007.
16. Race Matters to 3-Month-Olds, Studies Find // World-science.net, Feb. 12,2006.
17. Iris Kuo, Racial Feature Similarity in Eye of Beholder // Fort Worth Star-Telegram, April 25, 2006.
18. Edward Seidensticker, This Country, Japan. — Tokyo: Kodansha International, 1979, p. 326.
19. Angela Hayden et al., The Other-Race Effect in Infancy: Evidence Using a Morphing Technique // Infancy, 2007, Vol. 12, No. 1, pp. 95-104.
20. Children as Young as 3 Have 'Complex Understanding of Race' // The University Record (Arm Arbor, MI), March 29, 1993.
21. Seeing Race // Michigan Today (Ann Arbor, MI), June, 1996.
22. Siri Carpenter, Buried Prejudice: The Bigot in Your Brain // Scientific American, May, 2008.
23. Po Bronson and Ashley Merryman, See Baby Discriminate // Time, Sept. 14,2009.
24. Racism Comes Out to Play // New Zealand Herald (Auckland), April 2,2003.
25. Corey Binns, Humans Can See Race and Sex Even in Simple Outlines // LiveScience.com, March 30,2007.
26. Emma Hitt, Brain Reacts Differently to Faces Based on Race // Reuters, July 27, 2001.
27. Humans More Likely to Trust Those Who Look Like Themselves // Ananoma.com, June 15, 2002.
28. Same Face Builds Trust, Not Lust // BBC News, March 23,2005.
29. GGC Professor Says Our Brains Respond to Those Who Look Like Us // Georgia Gwinnett College, Press Release, no month or day, 2008.
30. Women Pick Men Who Look Like Dad // BBC News, Sept. 3, 2008.
31. Carol Kaufmann, Who's Your Doggy? // National Geographic, May, 2005.
32. Julia Szabo, Adopt a Black Dog and Break the Trend // fetchdog.com.
33. Colin Allen, Racism Brings Brain Drain // Psychology Today, Nov. 21, 2003; Eric Herman, Race Study Pays Off in Genius Grant // Chicago Sun-Times, Sept. 19, 2006.
34. Benedict Carey, Neurology Study Uncovers a Tendency to Learn Racial Bias // New York Times, Aug. 2, 2005.
35. Racial Tension in a 'Split Second' // Association for Psychological Science, News Release, Dec. 17, 2008.
36. Siri Carpenter, Buried Prejudice: The Bigot in Your Brain // Scientific American, May, 2008.
37. Prejudice Is Hard-Wired Into The Human Brain, Says ASU Study // ScienceDaily.com, May 25, 2006.
38. Erica Goode, Home Alone // New York Times Magazine, June 17, 2007.
39. Denise Mann, Skin Color Affects Ability to Empathize With Pain // Health.com, May 27, 2010.
40. Spanker Vedantam, See No Bias // Washington Post, Jan. 23, 2005.
41 Mark Buchanan, Are We Bom Prejudiced? // New Scientist, March 17, 2007.
42. Andy Coghlan, Stranger Danger at Heart of Racial Bias // New Scientist, April 14,2010. Robin Nixon, Individuals With Rare Disorder Have no Racial Biases // LiveScience, April 12, 2010.
43. Lowri Turner, I Love My Mixed Race Baby— But Why Does She Feel So Alien? // London Daily Mail, July 12, 2007.
44. Lisa Lerner, A Mother Adopts, And Discovers Her Own Racism // ColorLines.com, Aug. 21, 2006.
45. Mel Evans, 'Designer' Babies With Made-to- Order Defects? // Associated Press, Dec. 21, 2006.
46. Connie Cass, Study: Mixed-Race Youth Have Health Woes // Associated Press, Oct. 30, 2003.
47. Roland G. Fryer et al., The Plight of Mixed Race Adolescents // National Bureau of Economic Research, NBER Working Paper No. 14192, July, 2008.
48. Bi-Racial Asian Americans More Likely to Suffer Psychological Disorder // smasHits.com(India), Aug. 18, 2008.
49. Problem Behavior // University of Chicago Magazine, Oct., 2006.
50. Ethnic Identity Gives Teens Daily Happiness Boost // newswise.com, Oct. 22,2006; Lisa Kiang et al., Ethnic Identity and the Daily Psychological Well-Being of Adolescents From Mexican and Chinese Backgrounds // Child Development, Sept./Oct. 2006, p. 1338.
51. Naomi Schaefer Riley, The Risks of Multiracial Identification // Chronicle of Higher Education, Nov. 10, 2006.

Материалы по теме:
Джаред Тэйлор - представитель современного американского консерватизма (межрасовый вопрос в США)
В.Б.Авдеев "Расовый реализм Джареда Тэйлора". И предисловие Д.Тэйлора к русскому изданию «Белой идентичности»
Ситуационная расология Джареда Тэйлора
В.Б.Авдеев "Этническая конфликтология Тату Ванханена" И Обращение Ричарда Линна к российским издателям
В.Б.Авдеев "Крах современной политологии", "О событиях в США (Фергюсон)", "Доверяй, но обмеряй!"
Генетический детерминизм Дж. Филиппа Раштона. И предисловие Раштона к русскому изданию
Сборник видео по расовой теме: Существуют ли расы? Белое самосознание. Куклы доктора Кларка
Сборник "Межрасовая ситуация в мире глазами СМИ", часть первая
Сборник "Межрасовая ситуация в мире глазами СМИ", часть вторая
Смешение рас: статистика США. Межрасовая ситуация в Америке (сборник материалов)
Перепись населения США – проблемы расовой идентичности
С.Шабанова "Афроамериканцы снова хотят стать неграми", в Америке бум белых анклавов
Большинство американцев негативно относятся к чернокожим
Жизнь в США или воспоминания русского "американца"
Беспорядки в американском городе Фергюсон (фото, текст), август 2014 года. Расовые бунты в США
Хроники проявления "расизма". Маразмы нашего времени (архив новостных материалов)
При опознании человека другой расы люди ошибаются в 50% случаев
Мужчины и женщины одной национальности притягиваются
Оценка психологических особенностей человека по изображению его лица представителями разных расовых групп
Люди без расовых предрассудков оказались генетически больными / Расизм заложен в человеческом мозгу
Миф "свежей крови" (рассмотрение мифа о пользе межрасового смешения). Ментальность расового гибрида
США грозит «цветная» гражданская война. Уже сегодня сложно говорить о единстве американской нации
Обзор книг "Реабилитированная расология"

 

К
 



РУСКОЛАНЬ