Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.



Справедливость произошла от обезьян.
Бурые капуцины способны испытывать чувство несправедливости

Источник: gazeta.ru, 14.11.2007, Оксана Молчанова

Обезьяны способны так же остро испытывать чувство несправедливости, как и человек. И реагируют на такую обиду они схожим образом: прекращают работать, отказываются от наград и кидаются в работодателей чем попало. По мнению учёных, чувство справедливости эволюционно обусловлено.

Учёные выяснили: обезьяны не только могут почувствовать несправедливость, но и имеют механизмы борьбы с этим явлением. Некоторые из них — например, коричневые капуцины, известные высокой социальной организацией своих сообществ, — очень четко чувствуют несправедливость и могут применять собственные меры для борьбы с таким неадекватным отношением к себе. Например, они могут бастовать.

Стоит отметить, что некоторые концепты, ранее считавшиеся исключительно результатом культурной деятельности человека и функционирования крупных социальных институтов — таких как церковь, школы и университеты, на самом деле определяются еще эволюционным процессом. И тогда становится понятным, почему у представителей любого народа и любой культуры понятия о справедливости не сильно отличаются друг от друга, а чувство униженности в ситуации, когда с нами несправедливо обошлись, возникает практически инстинктивно.

В рамках тестов, разработанных для оценки уровня понимания и использования обезьянами концепта справедливости, учёные во главе с зоологом Сарой Броснан из Университета американского штата Джорджия в Атланте работали с шестью парами бурых капуцинов (Cebus apella). Задача у животных была проста: каждый член пары должен был отдать лаборанту специальный жетон, за что обезьяна получала вкусное вознаграждение.

Несправедливость начиналась тогда, когда за одно и то же задание разным обезьянам давали разное вознаграждение. Например, одну обезьяну в обмен на жетон угощали виноградом, а второй предлагали простой огурец.

Ответные действия обезьян оказались просты, но крайне эффективны — они просто отказывались дальше выполнять задания.

Более того, чем больше усилий капуцины затрачивали для того, чтобы выполнить задание, тем сильнее они расстраивались, когда понимали, что их работу не оценили должным образом.

Такое поведение, называемое «отвращением к несправедливости», как считают биологи, может быть эволюционно детерминировано и связано с процессами, в которых обезьяны веками принимают участие. Так, обостренное чувство справедливости необходимо приматам при совместном сборе плодов, поскольку, работая с более ленивыми собратьями, они могли бы пострадать от уравнительной дележки собранного.

Броснан особо подчеркнула, что такое поведение приматов не продиктовано банальной жадностью или жаждой больше награды, которая, как они знали, существует.

«На самом деле обезьян больше обижало то, что кто-то за ту же работу получал большее», — заявила Броснан National Geographic.

Похожие тесты учёные под руководством Броснан уже проводили в 2003 году. В ходе того эксперимента исследователи, работавшие с парами приматов из центральной и южной Африки, обменивались с лаборантами небольшими камнями, за что, как водится, получали съедобный приз.

Задачей капуцинов было передать ученому камень за 60 секунд, в награду приматам вручали кусок огурца. При этом некоторые обезьяны получали не стандартный приз (огурец), а более вкусное лакомство — например, виноград. Чтобы обезьяны в еще большей степени почувствовали всю несправедливость подобного отношения, исследователи иногда давали виноград обезьянам-лентяйкам, то есть тем особям, которые вообще ничего не делали для получения вознаграждения.

В результате обезьяны, наблюдавшие за несправедливым награждением своих товарищей, отказывались сотрудничать с учёными, прекращали есть подаренные огурцы, а некоторые даже бросались унизительными подачками в учёных.

В рамках нового исследования учёные провели несколько дополнительных процедур, чтобы удостовериться, что обезьянами движет не просто зависть, а именно чувства оскорбления и обостренной несправедливости. Так, обезьянам иногда показывали виноград перед тем, как приматы завершали задание, однако такая демонстрация возможной награды не всегда сопровождала деятельность капуцинов.

Капуцины (Cebus) - род американских цепкохвостых обезьян семейства капуциновых. Череп капуцинов относительно большой, округлый, с укороченным лицевым...

В результате, по словам Броснан, биологи выяснили — никакого заметного различия в скорости или тщательности действия обезьян замечено не было. Более того, обезьяны, которым только что показали виноград, а в качестве приза за работу дали огурец, не выказали никакого недовольства. Также обезьяны не расстраивались, если за одно выполненное задание им дарили виноград, а за другое, аналогичное, — огурец.

Как считает Броснан, то поведение, которое демонстрируют обезьяны, можно назвать социальным взаимодействием, при котором учитывается имеющееся «отвращение к несправедливости», однако эта жажда справедливости осуществляется весьма примитивными методами. Несмотря на то, что исследование Броснан и ее коллег говорит в пользу теории о врожденном и предопределенном эволюцией чувстве справедливости, пока учёные не до конца понимают диалектику и динамику социальных отношений в популяциях обезьян.

Как обещает Броснан, следующее её исследование будет направлено на изучение характера социальных взаимодействий между обезьянами в контексте имеющегося чувства справедливости.

Ознакомиться с результатами исследования американских психозоологов можно в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Inequity responses of monkeys modified by effort.

Исследование: шимпанзе обладают моральными принципами

Исследование: шимпанзе обладают моральными принципами

Источник: 26.06.2015, «Газета.Ru».

Ученые выяснили, что шимпанзе способны отличать хорошие поступки от плохих даже тогда, когда результат этих поступков не касается их самих. Подробнее с результатами работы можно ознакомиться в журнале Human Nature.

Chimpanzees’ Bystander Reactions to Infanticide

Claudia Rudolf von Rohr, Carel P. van Schaik, Alexandra Kissling, Judith M. Burkart

Social norms—generalized expectations about how others should behave in a given context—implicitly guide human social life. However, their existence becomes explicit when they are violated because norm violations provoke negative reactions, even from personally uninvolved bystanders. To explore the evolutionary origin of human social norms, we presented chimpanzees with videos depicting a putative norm violation: unfamiliar conspecifics engaging in infanticidal attacks on an infant chimpanzee. The chimpanzees looked far longer at infanticide scenes than at control videos showing nut cracking, hunting a colobus monkey, or displays and aggression among adult males. Furthermore, several alternative explanations for this looking pattern could be ruled out. However, infanticide scenes did not generally elicit higher arousal. We propose that chimpanzees as uninvolved bystanders may detect norm violations but may restrict emotional reactions to such situations to in-group contexts. We discuss the implications for the evolution of human morality. http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs12110-015-9228-5

Биологи проводили свои наблюдения в двух зоопарках Швейцарии. В ходе экспериментов группам шимпанзе демонстрировались видеозаписи, часть которых показывала обезьян за их повседневными занятиями — играми или приемом пищи, а часть демонстрировала жестокие сцены из жизни приматов, такие как преследование и убийство несколькими шимпанзе собственного детеныша, а также драки взрослых обезьян между собой.

Ученые проанализировали реакцию шимпанзе на просмотренные записи и выяснили, что приматы особенно бурно и беспокойно воспринимали сцены насилия, а особенно — видео, демонстрировавшее убийство детеныша. Авторы статьи уверены, что полученные ими выводы позволят ученым лучше понять происхождение социальных и моральных норм в человеческом обществе.

У шимпанзе обнаружили объект поклонения

Источник: lenta.ru, 06.03.2016г.

Биологи обнаружили у шимпанзе из Гвинейской Республики «священное дерево», которое может использоваться в ритуальных целях. Исследование опубликовано, как сообщает издание New Scientist, в журнале Scientific Reports.

При помощи камер наблюдения ученые заметили, что животные оставляют в дупле дерева камни. По мнению биологов, шимпанзе делают это в ритуальных или коммуникационных целях.

Животные могут, как полагают биологи, общаться друг с другом при помощи звуков, производимых падающими в дупло камнями. Такие сигналы распространяются дальше, чем производимые самими животными звуки.

По мнению ученых, это может быть первым свидетельством о создании приматами ритуальных конструкций. В любом случае, как отмечают биологи, их наблюдение свидетельствует о разнообразной палитре поведения шимпанзе.

Ранее ученые заметили, что самки бонобо обращаются с палками примерно так же, как дети людей с куклами. Животные, в частности, засыпали в обнимку с символичными для них, как считается, предметами.

Американские ученые научили шимпанзе готовить пищу

Москва. 3 июня 2015 года. INTERFAX.RU - Ученые в США сообщили, что шимпанзе обладают достаточным интеллектом, чтобы научиться готовить пищу. Об этом сообщает ВВС.

Как утверждают исследователи Гарвардского университета, в ходе экспериментов шимпанзе предпочитали есть не сырые овощи, а приготовленные на огне.

При этом они терпеливо ждали, пока пища приготовится. Обычно же в дикой природе животные съедают пищу сразу, как только найдут ее, либо поймают.

Другие интересные материалы:
У африканских шимпанзе зарождается религия
Уровень альтруизма не зависит от религиозности
Можно ли возразить что-либо против религиозных заповедей «не убивай» и «не кради»?
С.Морозов "Секс и ранг. Древние программы современного человека"
А.Протопопов "Трактат о любви, как ее понимает жуткий зануда"
Религия не мораль. Атеист человечней верующего
Как возникают наши социальные табу?
От кого произошел человек?
Мифы об эволюции
А.П.Никонов "Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности". Отдельные главы
Конрад Лоренц. Агрессия (так называемое «зло»), отзыв Е.С.Холмогорова
Преступниками все-таки рождаются / Криминалисты США научились составлять фоторобот по ДНК
Поговорим об учении Чезаре Ломброзо
В.Р.Дольник "Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев"
Музей истории медицины: череп вождя и полевые стерилизаторы (с иллюстрациями)
Ричард Докинз. Религия как побочный результат инстинктивного дуализма
На русском языке издана книга Карла Циммера "Эволюция. Триумф идеи"
Француз 50 лет живет без мозга. Ученые вырастили мышь с наполовину человеческим мозгом

 

К началу страницы
 



РУСКОЛАНЬ