Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.



Человековедение

Фотопроект "Оборотная сторона материнской любви” фотографа Анны Радченко

Увы, но мы живем в мире, где так часто балом правят манипуляторы и психологические вампиры. А одна из разновидностей психологического вампиризма – это “Заботливая Мать”, которая выбрала себе зловещую установку “жить ради детей”. Но если разобраться, то о самих детях, о их желаниях и потребностях речь не идет. Не идет она и о безусловной любви, когда чадо свое любят просто так, просто за то, что оно есть на свете. Напротив, чадо должно соответствовать, выполнять ряд условий, или хотя бы быть “не хуже других”.

Заботливая Мать в своих властных попытках держать все под контролем стремиться выдрессировать послушных зверьков, которые бы безропотно “делали все как надо”, были “хорошими мальчиками и девочками”. Об этой оборотной стороне материнской любви, приносящей много страданий и детям, и матерям, рассказывает фотопроект Анны Радченко.

Анна Радченко: "Я не из тех, кто остается в гнезде"

Источник: letidor.ru, Ирина Максимова, 18.04.2013г.

Какова она – обратная сторона материнской любви? Мы попросили молодого фотографа Анну Радченко – автора неоднозначного проекта «Материнская любовь» рассказать о своей работе.

Анна Радченко
Анна Радченко

– Что подтолкнуло вас к созданию такого фотопроекта?

– Когда я начала выкладывать на своей странице ВКконтакте снимки из серии «Материнская любовь», пользователи стали оставлять комментарии в духе «о, боже, у автора было такое ужасное детство», «несчастный фотограф» и прочее. В буквальном смысле такого в моей жизни не было. Просто в определенный период не покидало ощущение давления со стороны родителей.

Когда я прочитала книжку Анатолия Некрасова «Материнская любовь», поняла, что все гораздо масштабнее, чем я предполагала. Из разговоров с разными людьми выяснялось, что практически у каждого есть тот или иной опыт, или, по крайней мере, ему кажется, что так было в его детстве, юности. Тогда мне эта идея показалась интересной для визуального воплощения. А так как я занимаюсь фотографией, то фотопроект стал самым логичным способом это сделать.


Анатолий Некрасов. Материнская любовь/

– А как к вам попала книга Анатолия Некрасова?

– Когда я была подростком, мне хотелось каких-то вещей, которые родителям казались не очень адекватными – концертов, тусовок и прочего. Того, о чем родители – и не без основания – обычно говорят «опасно», «не надо» и так далее. Сейчас я понимаю, что если у меня будет дочь и когда ей будет 15, я тоже не буду отпускать ее ночами с какими-то непонятными людьми на некие странные мероприятия. Но тогда мне казалось, что мама превращает мою жизнь в кошмар. Взаимные недовольства, конечно, выливались в конфликты, скандалы. И чем дальше – тем больше.

И, когда мама, как она сейчас говорит, поняла, что с этим срочно нужно что-то делать, знакомые посоветовали ей эту самую книгу. Она ее прочитала, потом дала мне и нам удалось справиться со всем тем непониманием, которое разрушало наши отношения. Когда я начала более профессионально заниматься фотографией, находясь в поиске тем, эту историю вспомнила, нашла книгу и перечитала ее уже с точки зрения каких-то визуальных идей.

– Какие сейчас у вас отношения с мамой?

– Сейчас, слава богу, все отлично! Мама сильно изменилась. Как-то призналась, что в какой-то момент осознала, что жила мной. Что если не изменится, страдать будем обе, так как я не из тех детей, которые остаются в гнезде. Я благодарная маме за то, что у нее хватило смелости, сил, терпения как-то все это принять и начать решать, мне кажется, для женщины это не просто. Сейчас у нас все отлично!

– Как маме ваша фотосессия?

– Мама мне очень помогает, она – главный организатор процесса – приглашает людей на съемки, поит их чаем... А чего стоят наши долгие разговоры на кухне о том, как лучше подать ту или иную идею!

– Женщины, которые предстают в образе мам, дети – кто они?

– Актеры, которые обычно играют в эпизодах и массовках, есть такие базы. Я выбираю, а мама уже ведет с ними переговоры – о конкретных образах, месте встречи – о том, от чего у меня, наверное, взорвалась бы голова. Дети-актеры – это, кстати, тоже интересная тема. Это дети, которых с малых лет родители стараются задействовать в, так скажем, самых разных медиа-проектах, мечтая о об их карьере в шоу-бизнесе. Но это уже другая история.

– Проект завершен?

– Нет! Хотя сначала я думала, что все сделаю за пару месяцев.

– Помогает ли вам работа над проектом разрешать какие-то внутренние ситуации?

– Когда я приступила к проекту, у меня уже не осталось каких-то сильных эмоций. К этому моменту страсти утихли.

– Понимали ли дети философию кадра, как вы думаете?

– Скорее нет. У меня не было задачи им это объяснять, не думаю, что это увенчалось бы успехом, да и я сомневаюсь, что это дало бы что-то положительное для кадра. Моей задачей было объяснить им то, что нужно делать в каждом конкретном кадре, и все.

– А взрослые?

– Скорее да. Это уже от человека зависит. Мы много об этом не говорили.

– Им было интересно?

– Кому-то – да. Я помню комментарии: «Как здорово, что кто-то решил это сделать».

– Проект некоммерческий, это очевидно. Но вам все равно интересно над ним работать, какова мотивация?

– Мне кажется, это вопрос из разряда, зачем художники рисуют картины. Это творческий процесс, ты ищешь темы, которые тебя задевают, которые тебе интересны. Стараешься сделать что-то, чтобы привлечь к этому внимание. 99% творческих людей, скорее всего, думают, да, о каких-то возможностях, что это может им дать в плане их карьеры, какого-то развития, я тоже думала об этом. Посмотрим (улыбается). А так, прежде всего, это исключительно творческий толчок – сделать что-то интересное, что бы цепляло людей, заставляло их задумываться, становиться более осознанными, меняться…

– Гонорары актерам платили?

– Да, конечно.

– Вот эти героини задумывались как российские или это – общий контекст?

– Я учусь фотографии в Лондонском университете искусств. Выросла в Москве. Здесь, к слову о родительской любви, закончила финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, принесла маме диплом и сказала: «Все, можешь повесить его на стенку (улыбается), а я теперь буду спокойно заниматься тем, к чему лежит душа».

Так вот, эмоциональная реакция преподавателей и студентов в Лондоне была достаточной сильной. После презентации у меня состоялся долгий разговор со своим куратором о ее отношениях с дочерью. Поэтому я могу сделать вывод, что это международная тема. Но с визуальной точки зрения наши женщины несколько иначе выглядят, а сама идея, проблема мне кажется международной. Мне кажется, у таких психологических вещей нет границ. Разве что, может, в каком-нибудь африканском племени дела могут обстоять несколько иначе.

– Анна, вы себя в дальнейшем мамой видите?

– Конечно!

– А какой? Опыт ваших отношения с мамой, чтение Некрасова и других книг, этот проект – наложили отпечаток на возможный будущий образ?

– Наложили, конечно. Надеюсь, что буду хорошей.

– А хорошая – это какая?

– Мне кажется, это вечный вопрос. Это как найти золотую середину – уберечь ребенка от каких-то, грубо говоря, очевидных плохих вещей, с одной стороны, с другой – не ограничивать его свободу, не создавать у него ощущение клетки. Это сложно. Но я буду стараться!























Материалы по теме:
А.Некрасов "Материнская любовь"
Эмоциональное насилие матерей над сыновьями
В.Базарный "А были ли мальчик?"
О пользе критического мышления и научного подхода при воспитании детей
Записки психиатра. Детская жестокость — не диагноз. Признаки шизофрении в поведении ребёнка
Кто такой «подкаблучник»?
Как взаимодействовать с баборабами
Мальчики и девочки – по-разному устроенные организмы
Ученые: интеллект можно предсказать по детским рисункам
Женская логика и как с нею жить. С точки зрения женщины и в первую очередь для женщин
Манипуляция над мужчиной методом создания комплекса вины
Сборник новостей о различиях мужчин и женщин
Почему молодежь перестала заниматься сексом?
Э.Мойр, Д.Джессл "Пол мозга. Истинные отличия мужчин от женщин"
Д.Соколов-Митрич "Всё лучшее - детям!"
А.Карпов "Двоемыслие и дети"

 

К началу страницы
 



РУСКОЛАНЬ