Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.


Григорий Героев
ДЕТИ И СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ

Источник: Информационный портал
"Русская цивилизация", www.rustrana.ru

Взрослому человеку, воспитывавшемуся еще при советском строе, хорошо знаком советский мультфильм, понятен его положительный и добрый смысл. В каждом мультфильме добро побеждает зло. Поется песня о дружбе. Лесные звери - милые и добрые. Нет крови, убийств и насилия. Все это и многое другое служило несомненным плюсом в воспитании детей, которые сегодня стали взрослыми. Сегодня мы выросли, насытились западным кино и отлично представляем, что такое триллер или боевик. Та же ситуация и с мультфильмами.

К огромному сожалению, нашим детям не с чем сравнивать. Западные мультипликационные фильмы давно перебрались на росийское телевидение и надежно заняли там свое место. Дети вынуждены смотреть, а вместе с тем и воспитываться на механических монстрах, вампирах, кровожадных чудовищах, всемогущих роботах, колдунах и злых волшебниках. Почти во всех мультфильмах в сюжете присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую даже отказываются от игры - лишь бы сидеть перед телевизором. Мультфильмы не просто напичканы эпизодами насилия и агрессии, посредством их внедряется антагонизм между детьми и родителями. Особенно это касается мультфильмов «Симпсоны» и «Гриффины».

Воспитанием детей должны заниматься родители, а не мультфильмы. Абсурдно ведь звучит выражение – моего ребенка воспитывает чужой дядя. А ситуация с мультфильмами выглядит именно так. Большая часть продукции западного конвейера «фабрики грез» для детей вредна. Сейчас это все более и более очевидный факт. Но далеко не все это до конца осознают и позволяют детям часами сидеть перед телевизором.

В основу любого мультфильма ложиться сказка. Ведь сказка - это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, всего того, на что он будет ориентироваться всю жизнь, как на духовный компас.

От воспитания своего ребенка будут зависеть многое факторы. Например, смогут ли ваши дети отдать вас в дом престарелых, или же с любовью и нежностью будут за вами ухаживать. А воспитание сильно зависит и от того, какие мультфильмы вы позволяете смотреть своим детям.

Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. Из них, как из кубиков ребенок строит свою модель мира. И самым главным кубиком этой картины является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о душевных внутренних качествах, отражениями которых является внешность и образ действия нарисованных героинь.

Героини западных мультфильмов сконструированы таким образом, что при регулярном просмотре мультфильмов, у девочек угасает желание быть матерью. Достигается это так: образ женщины лишается романтики и тайны путем наделения его взрослым реализмом и жестокостью. Попутно девальвируются и высмеиваются традиционные для русского общества женские качества. Те самые, которые прославляют наши старые, добрые отечественные мультфильмы - целомудрие, застенчивость, скромность и материнство, как таковое. То, что делают иностранные, главным образом американские мультфильмы с нашими детьми, помещается в короткую формулировку - интеллектуальное растление. Рисуется «красавица» (кстати, стоит отметить, что все женские персонажи в мультфильмах на одно лицо), которую ребенок идентифицирует как добрую и хорошую, потому что его к этому уже приучил американский мультфильм (главная героиня не может быть плохой). Ребенок знает, что добрым и хорошим надо подражать. И именно здесь к образу лепится всякая мерзость - типа похоти, жестокости, неуважения к родителям, и много еще чего. И на положительном образе героини эти паразиты въезжают в детскую душу и незаметно ей управляют.

В самую простую упаковку вкладывают вредное содержимое - наделение романтической героини, которой ребенок сочувствует и подражает, атрибутами гнева, злобы и жестокости. Вы, например, можете представить себе Настеньку из «Аленького цветочка» с выражением злобы или ярости на лице? Может ли она вообще скалить зубы, просто быть агрессивной? А вот цыганка из «Нотр-Дама» вполне. И многие другие тоже. Можно ли себе представить царевну-лягушку, которая дерется, как мужик? А вот Жасмин в «Аладдине» или тролльша в «Шреке» делают это не просто привычно, но жестоко и со вкусом. Они делают это весело и заразительно, а ведь сегодня это одни из самых популярных у детей мультиков. Романтическая героиня теряет признаки женского пола и ведет себя не просто, как мужчина, а как супермен. Апофеоз этого процесса - фантастические мультики про роботов или мумий. Там, внешне оставаясь женщиной, героиня не просто мужчина по роли, не просто супермен, но выходец из ада, демон.

Родители должны знать, что не все что хочется детям – полезно. Нельзя пить много газировки, совать пальцы в розетку, трогать огонь, засовывать в рот иголки. Эти истины для вас очевидны, и вы предупреждаете своих деток от этого. Так будьте же последовательны во всем.

Ребенок имеет право на счастливое и спокойное детство - уберегите его от плохих мультфильмов.

30 сентября 2005

Григорий Героев
МАТЕРИНСТВО И МУЛЬТФИЛЬМЫ

В первой части ("Дети и современные мультфильмы") мы рассматривали этот вопрос с общей стороны, сейчас же коснемся более конкретных вопросов.

Вы, конечно, видели эпизод из «Шрека» (когда взрывается птичка от пения тролльши). Дети в этом момент всегда смеются. Именно так достигается сдвиг сознания. Таким образом чужими людьми изменяется психика наших детей. Это не просто сцена красивого убийства, это - девальвация смерти. Этот эпизод изменяет всю систему детских представлений о мире. Главная положительная героиня наших сказок не может быть вероломна, она не может быть жестока, не может убивать. Помните, как Настенька из «Аленького цветочка» поет про маленькую птичку соловушку, русский символ романтики и любви? А что с соловушкой и ее потомством делает тролльша? Герои «Шрека» пришли из мира, где перевернуты с ног на голову понятия о добре и зле. После этого убийство ради развлечения двух рептилий - лягушки и змеи кажется невинным. На самом деле - это романтический атрибут сказки наоборот. Сказки, где не лягушка становится царевной, а царевна превращается в зеленую нечисть. И эта нечисть является романтической героиней антисказки. Антигероиню по ходу сюжета сопровождают антиромантические метафоры, убийство лягушечки, птички, змейки. Точно так же, как нормальных героинь отечественных мультиков сопровождает пение соловья и цветение земли.

А теперь от ненависти, жестокости, предательства и мордобоя плавно перейдем к сексу в мультипликации. Подчеркиваю, речь идет о мультиках для детей. Вспомните Василису, Алёнушку, и других героинь традиционных отечественных мультиков. Они даже не претендуют на реалистичность. Они условны и воздушны. Их внешние женские атрибуты лишь обозначены, их женственность выражена, скорее, через духовные качества. Именно так выглядит мечта в детском представлении.

Их американские антиподы напротив: реалистичны, физиологичны и обладают прекрасно развитыми формами взрослых женщин, которые умеют этими формами пользоваться. Вы, конечно, будете смеяться над этим словом, но в поведении американских мультгероинь нет целомудрия. Того, что отличает кинопродукцию для детей от фильмов для взрослых. Посмотрите, проявляя симпатии к противоположному полу, мультдивы не кокетничают, не стесняются, не опускают глаза вниз. Это тертые женщины известного поведения, которые манерно, вульгарно и конкретно соблазняют. И лицо героини в этот момент не зеркало души, как положено, а функциональная часть тела.

Манеру поведения героини дети автоматически копируют. Теперь прикосновения и поцелуи. В наших мультиках самая большая эротика - это сомкнутые руки героев. Поцелуй сокровенен, его физическая сторона скрыта от глаз меленьких зрителей. Поцелуй лишь обозначен. В иностранных мультиках все напоказ, как у взрослых. Губы открыты и похотливы. Прикасаться к женщине можно как угодно, как к любой вещи. Например, горбун из «Нотр-Дама» держит цыганку в позе жертвенного животного, Шрек волочет свою подружку как мешок, а потом заигрывает с ней так, как с приличными женщинами не заигрывают. Но это ей нравится. В наших мультфильмах героинь не волокут, не бьют, и уж тем более не хватают за что попало. Потому что это не женственно, это не целомудренно.

По мнению психологов, существуют мультфильмы для маленьких, где показана откровенная эротика. Вот, например, популярный мультфильм, где животные играют людей - «Том и Джерри». Поведение кошечки - это энциклопедия поведения вульгарной уличной женщины. Откровенно эротические позы. Вот эта, например, попка кверху, ножка приподнята. Или эта, одна из самых взрослых поз, голова мужчины на коленях у женщины. Эта поза предполагает сексуальные отношения взрослых. Отдельно отметим поведение кота, потому что он демонстрирует мальчикам-зрителям, как себя нужно вести с женщинами. Он демонстрирует запредельное хамство, а кошечка, что это хамство нужно принимать. Данный стереотип поведения, с точки зрения психолога, если ребенок этот стереотип впитает, исключает дальнейшие между полами отношения любви и супружества, заменяя их стереотипами сексуального партнерства. А сексуальное партнерство не предполагает создание семьи и продолжение рода.

С точки зрения детских психологов, взрослые стереотипы поведения, в частности эротику, в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше времени растормаживает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически ребенок еще не готов. Эти переживания не будут иметь нормального выхода и искалечат психику ребенка. В будущем это выльется в сексуальные проблемы, трудности с созданием семьи и продолжением рода. Эти мультфильмы провоцируют в детях интерес, который должен еще долго и крепко спать.

Как утверждают все те же детские психологи, для нормального развития ребенка в период первого интереса к противоположному полу, ему необходима сказка, романтика, тайна. Только через романтику и робость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужичиной. Только скромная, целомудренная и стыдливая девушка способна привлекать к себе настоящих мужчин, а не уродов из мультиков, которыми сегодня кишат города. Детская стыдливость и стеснительность - это непременное условие для создания семьи и продолжения рода в будущем. Проблема серьезна, наши дети подвергаются такой массированной бомбардировке недетскими образами, что возникло массовое явление, которое психологи назвали романтическим голодом у детей. Им нужна царевна из детской мечты, а им подсовывают несвежую бабищу, им нужна романтика, мечта, а на них выливают сексуальные нечистоты.

Самый главный, самый священный, самый важный для ребенка, образ женщины, в сказках всех народов мира - это образ матери. В американских мультфильмах мать изображена совершенно иначе. Мама, материнство, поэзия материнства в традиционном виде показана только в мультфильмах про животных, таких как «Король-Лев», «Книга джунглей», «Дамбо», «101 далматинец» (и надо отметить, что эти мультфильмы являются лучшими из того, что нам предлагает западный рынок, но к огромному сожалении, данные мультфильмы не транслируются по телевидению, они доступны лишь на DVD дисках или видеокассетах). Трогательные, сентиментальные и очень добрые сцены материнской заботы к медвежатам, щенкам, слонятам и другим детенышам. Но когда дело доходит до людей или тех, где животные играют людей, то ситуация кардинально меняется.

Вот, например, утка-мать от «Метро Голдвин Майер». Совершенно опустившееся, маргинальное создание, которое демонстрирует свое нижнее белье мужу. В жизни так ведут себя алкоголички. Ее голос, манеры, жесты не материнские. Даже своего ребенка она держит, как стакан. Ее поза не обороняет ребенка. Легко сравнить то, что видим, с нашей «Серой шейкой». И там и там образ матери, но у маленьких зрителей они формируют диаметрально противоположное отношение к собственным мамам. Вообще, в американских мультфильмах мы не встретили ни одной матери человека, которая была бы молодой, полной сил, красивой, вызывающей у маленьких зрительниц желания подражать. Все они отталкивающие.

Далее следует «Гуффи и его команда». Немолодые, некрасивые, апатичные, заторможенные, с уродливыми фигурами.

Мультфильм «Красавица и чудовище». Немолодая, некрасивая женщина, с чертами, искаженными раздражением и ненавистью. А на руках у нее, сразу не разберешь, то ли поросята, то ли человеческие младенцы. Более отвратительный и неприглядный образ матери невозможно себе представить, потому что он совмещен с внешностью разъяренной свиноматки. А на заднем плане над всем этим и выше всего этого видна прекрасная героиня. Эта метафора воспитывает у девочек отвращение к материнству вообще, и к многодетным, в особенности. Либо ты хочешь стать уродливой, старой и бедной - тогда стань матерью, либо вечно молодой и красивой, тогда не рожай. Девочкам как бы предлагают выбор, который на самом деле выбором не является. Потому что решение насильственно, замаскировано вкладывается в сознание.

ИРИНА МЕДВЕДЕВА, детский психолог: Образы женщины - это образы будущей жены и матери. И именно так они должны запечатлеваться в памяти, и не только в сознании, но и в подсознании ребенка. Как мальчика, так и девочки. Для девочки - это образец подражания, а для мальчика - это образец, который он в будущем должен выбрать. Разве может такая женщина возбуждать что-то, кроме грубого влечения? Я повторяю, в лучшем случае. А в худшем случае она вызывает только омерзение, и к женскому полу, и к семье, и к жизни вообще. Потому что если жизнь населена такими существами женского пола, то такая жизнь безрадостна, бесперспективна. Бесперспективна жизнь, в которой женщины не продолжают род.

По материалам программы ТВЦ.
22.11.2005

Маша и Медведь: Воспитываем ребенка-эгоиста

“Маша и Медведь” – российский мультипликационный сериал, ориентированный в первую очередь на детскую аудиторию (от 3 до 9 лет). Мультфильм сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно.

Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли — любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?
Давайте немного поговорим о том, что дети видят на экране. Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается.

В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями.

Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных – все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна.

С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.

Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно.

Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо».

На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний – ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.

Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?

Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.

На фоне веселого и увлекательного действия, на втором плане отчетливо проявляется суть взаимоотношений взрослого и ребенка. Что же моделируют создатели фильма? Какие отношение они ставят в пример современному обывателю – рядовому зрителю данного м/ф.

Показано типичное поведение избалованного ребенка-эгоиста “без ограничений и рамок”, где его родители являются по жизни “номером шестнадцать” – только инструментом для добычи игрушек и развлечений.

Девочка “стоит на ушах” – прыгает на постели в незнакомом доме, мешает спать взрослому, мешает заниматься делами, требует постоянных игр и развлечений, никакой созидательной деятельности, никакой помощи взрослому, никакого уважения и т.п.

Но самое главное не то, что показывают ребенка, не умеющего себя вести, а то, что в м/ф взрослый не делает никаких попыток пресечения такого поведения. Он потакает ребенку: дает сладости, чтобы хоть немного отдохнуть, “ведется” на мнимые слезы… короче, не показывает, что делать можно, а чего нельзя. Не показывает где “плохо”, а где “хорошо”, не воспитывает, а “плывет по течению”, идет на поводу у ребенка.

Я считаю, что это самый главный вирус м/ф. Что видят дети, смотря его: что можно бесконтрольно вести себя и тебе за это ничего не будет. Наоборот, получишь сладости, подарки, исполнение желаний.

Все это замаскировано искрометным юмором. Смотреть фильм действительно прикольно, и это отлично помогает внедрению закладок в сознание россиянца.

В чем отличие “Маши и медведя” от советских м/ф?

Советские м/ф ВОСПИТЫВАЛИ.

Там в ответ на такое поведение всегда приходит наказание – ушел без спросу гулять в лес – испугался, заблудился (“непослушный котенок”,СССР, 1953); не накормил котенка, позаботился только о себе – он нашел другого хозяина; убрал за собой игрушки – сразу стал большим (“как стать большим”,Союзмультфильм, 1967 г.) и т.д.

Вывод: хороший качественный, профессионально-сделанный продукт для либерально-ювенального воспитания подрастающего поколения. Отточенное оружие для стрельбы по нашему будущему.

Раздел "Толпа" сайта "Русколань":
Баннер раздела "Толпа"

 

К началу страницы
 

РУСКОЛАНЬ