Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань"

.



Магическое мышление

Автор: Латыпов Илья Владимирович. Психолог, кандидат психологических наук.
Источник: Живой Журнал автора, tumbalele.livejournal.com, 10 мая 2012 года.

Назрела потребность поговорить о магическом мышлении, как «прикладном применении» мифологического и религиозного мировоззрения.  У меня складывается ощущение, что наше общество стремительно возрождает данный стиль мышления, причем в разнообразнейших формах и вариациях - от религиозных до политических.

Итак, определимся: магическое мышление — это совокупность верований в возможность  определенным способом мыслей влиять на реальный мир. Можно выделить три базовых верования, присущих людям с магическим мышлением.

Вера во всеобщую обусловленность и взаимосвязанность.  В общем, в самом глобальном смысле это так и есть, но в нашей ситуации она приобретает следующую форму: случайностей — не бывает. Поэтому, если происходит что-то неожиданное — это результат чьего-то замысла. Самым универсальным магическим механизмом здесь является концепция кармы, позволяющая в принципе устранить из мира всякую случайность. Потому что если допустить в сознание мысль о том, что со мной или с миром может произойти все, что угодно, и при этом безо всякого моего или чужого замысла, то это, с одной стороны, обнажает мою незначительность перед лицом Вселенной, а с другой — лишает ощущения хотя бы иллюзорной, но безопасности. Например, идет человек по дороге, наступает на муравья — и тот погибает. Есть ли тут чей-то высший замысел, или данное обстоятельство — результат стечения множества обстоятельств, и если бы человек замешкался на секунду, то погиб бы другой муравей? Для спокойствия выживших муравьев будет лучше, если бы гибель их сотоварища была бы признана не случайной. И что при помощи специальных действий и анализа ситуации можно избежать повторения ситуации.

Люди, гибнущие в авиакатастрофах, под рухнувшими домами, под колесами автомобилей — они гибнут в результате некого высшего замысла, закона кармы, или просто потому, что в неудачное время оказались в неудачном месте? Люди, которые выживали во всех этих передрягах — их спасла Высшая сила, или та же нелепая случайность, которая уничтожила остальных? Спокойнее, намного спокойнее будет принять первый вариант, как бы он ни звучал — Бог, карма, Судьба и так далее. На случайность повлиять невозможно. А идея всеобщей закономерности позволяет «просчитывать» ее. Например, уверовать в то, что раз нечто спасло тебя сейчас, значит, будет спасать и впредь. В этом отличие магического мышления от реалистического — повышение ощущения безопасности организуется за счет подбора правильной интерпретации, а не за счет конкретных практических действий (в случае с муравьями — сменить маршрут, по которому они бегают).

Еще один аспект первой базовой установки — вера в «сделанность мира», характерная для детского возраста. Помню, как моя младшая дочка ответила на вопрос, знает ли она, откуда берутся пеньки. «Ну, сначала люди сделали дерево, а потом бревно, а потом его срубили и пенек получился». Люди сделали мир — это установка в детском возрасте. Во взрослом возрасте эта установка трансформируется в идею всеобщей причинности — все в мире существует для чего-то и происходит тоже с некой заданной целью. Это видно в такой словесной конструкции: «испытания нам даются для личностного роста» (здесь сразу два аспекта: вера в то, что что-то специально дает испытания, и в то, что эти испытания имеют конкретную цель и смысл).

Вторая базовая установка - вера  в объективность собственного субъективного опыта (если я это чувствую — то это правда, это не может быть иллюзия, самообман, галлюцинация). Это безусловное доверие собственному восприятию. Если я видел инопланетян, которые меня похищают, то скорее приму мысль о существовании инопланетян, чем мысль, что я сошел с ума.  Но как раз наше восприятие — крайне субъективная и недостоверная вещь. Девушки, страдающие нервной анорексией, представляют самый наглядный пример: несмотря на то, что они выглядят как скелеты, себя они видят совершенно иначе. Кривое зеркало восприятия отражает жир, а не кости. И это кривое зеркало (правда, разной степени кривизны) — у всех у нас. Без исключения. Вспомните персонажа из «Трое в лодке, не считая собаки» Дж.К.Джерома, который, читая медицинский справочник, нашел у себя симптомы практически всех болезней.

Другой гранью веры в собственную объективность является «здравый смысл» - совокупность житейского опыта, и в силу этого он может быть как очень точно отражающим реальность (в той сфере, в которой у человека действительно много опыта), и очень далеким от истинности (там, где непосредственного опыта — нет). Здравый смысл по определению ограничен, обусловлен жизнью человека. Хорошая вещь, если помнить о границах его применения.

Наконец, третьей установкой выступает вера в способность мыслей непосредственно воздействовать на внешний мир. Если добавить еще классический магический принцип «симпатии» - «подобное притягивает подобное», плюс первую базовую установку о том, что случайностей не бывает, и подкрепить все верой в собственную объективность, то можно получить идею о том, что хорошие мысли притягивают хорошие вещи и события, а плохие мысли — все плохое. И при этом подтвердить на собственном опыте...  Вспоминаю про поверье среди советских солдат во время Великой Отечественной — не писать свои имя и фамилию на специальных бумажках, которые служили в Красной Армии вместо опознавательных жетонов. Если напишешь — накличешь смерть... И тот, кто выжил, мог сослаться на справедливость этого суеверия. Забыв о миллионах тех, кому не помог этот магический ритуал.

Не думай о смерти — и смерть исчезнет. Это как ребенок верит: спрячешься под одеялом - станешь незаметным для родителей, или для всяких страшилок... Есть в этой третьей установке скрытая, но подразумеваемая идея грандиозности человека, даже отдельно взятого (ведь я могу своими мыслями влиять на происходящее во Вселенной!). Идея, понятная в маленьком первобытном мире, откуда и берет свое начало мифологическое сознание с магическим мышлением. Человек силою мысли и ритуала может заставить облака пролиться дождем, деревья — плодоносить, врагов — заболеть страшной болезнью...

Помимо трех базовых установок можно назвать и ряд производных от них особенностей магического мышления современного человека.

Вера в особую значимость символов и событий. Если в мире нет ничего случайного, и есть некая сила, которая отмеряет, что должно с нами произойти, то она может посылать нам и знаки/знамения. Совпадение — это не совпадение, а некий знак. Сигара — это всегда что-то еще, кроме простой сигары. Сон — обязательно несет в себе некий скрытый смысл. Среди психологов такая вера — не редкость, особенно среди студентов. Меня как-то студентка спросила: «Я вчера шла по льду и упала, тогда как другие люди не то что не упали, но даже ни разу не подскользнулись. Это ведь не случайно, я себя за что-то наказываю? Что бы это значило?».

Сильная зависимость мышления от красивого мифа. Здесь мы снова возвращается к мифу как источнику магического. Данную особенность магического мышления проиллюстрировал биолог Д.Миллер.

«Представьте себе компанию молодых гоминид, собравшихся у древнего костра и наслаждающихся недавно приобретенной в ходе эволюции способностью к речи. Два самца вступили в спор об устройстве мира...

Гоминида по имени Карл предполагает: «Мы смертные, несовершенные приматы, которые выживают в этой опасной и непредсказуемой саванне только потому, что держатся тесными группами, страдающими от внутренних склок, ревности и зависти. Все места, где мы бывали — лишь маленький уголок огромного континента на невообразимо громадном шаре, вращающемся в пустоте. Этот шар миллиарды и миллиарды раз облетел вокруг пылающего шара из газа, который в конце концов взорвется, чтобы испепелить наши ископаемые черепа. Я обнаружил несколько убедительных свидетельств в ползу этих гипотез...».

Гоминида по имени Кандид перебивает: «Нет, я считаю, что мы — бессмертные духи, которым были дарованы эти прекрасные тела, потому что великий бог Вуг избрал нас своими любимыми созданиями. Вуг благословил нас этими плодородным раем, жизнь в котором трудна ровно настолько, чтобы нам было нескучно... Над лазурным куполом неба улыбающееся солнце согревает наши сердца. Когда мы состаримся и насладимся лепетом внуков, Вуг вознесет нас из наших тел, чтобы мы вместе с друзьями вечно ели жареных газелей и танцевали. Я знаю все это, потому что Вуг поведал эту тайную мудрость во сне прошлой ночью»
(Д.Миллер, пер.А.Маркова).

Я уверен, что вторая история будет восприниматься как более привлекательная. Когда начались баталии сторонников Дарвина с церковью, одним из главных «аргументов» против идеи того, что человек и обезьяна имеют общего предка, был именно нравственно-эстетический - «неужели вам нравится считать себя произошедшим от обезьяны?!». Это не очень красивая история, верно. Идея о том, что ты - от некой высшей силы, или что в тебе кроются неведомые резервы организма, намного привлекательнее. А эмоции, как уже известно, оказывают серьезное влияние на ход наших мыслей.

Красивых и завораживающих историй, которые при этом сильно льстят нашему самолюбию, существует в современном мире немало. К.Кастанеда с его Доном Хуаном, истории про «мудрость толтеков», друидов, фильм «Секрет», трансерфинг В.Зеланда и многое-многое другое.  Но мне интересно следующее: многие ли из тех, кто с увлечением читал Кастанеду и верил ему, серьезно задавал себе вопрос о том, правду ли вообще писал данный автор, существует ли на самом деле Дон Хуан и его учение, или это — талантливое литературное произведение? И не более? Когда я слышал о «мудрости толтеков», я интересовался тем, что знает рассказчик про этих самых толтеков/тольтеков, каковы первоисточники данной информации, какие тольтекские тексты он читал? То же самое спрашиваю про знатоков «ведических тайн» - "откуда дровишки", если в четырех известных Ведах ничего подобного не содержится? Известно ли читающему книгу про знания друидов о том, что до нас не дошло НИ ОДНОГО текста, написанного друидами ни в целом, ни о своем учении — в частности?

Но это все частности, главное — красивая история, рассказанная, что очень важно, уверенно и напористо, без сомнений в собственной правоте. Такой рассказчик смотрится намного выгоднее, чем ученый, который постоянно делает те или иные оговорки и 100% гарантий не дает. Красивая история  дополняется двумя последующими особенностями магического мышления.

Вера в наличие «тайного знания». Дон Хуан обладал тайным знанием, как и тольтеки. В Каббале зашифровано тайное знание. Г.Гурджиев написал свои тексты крайне непонятно для того, чтобы уберечь свое тайное знание от профанов. Мудрецы в Гималаях сидят в пещерах, и владеют тайным знанием. Монахи Шао-линя обладают тайным знанием. Египетские жрецы — те вообще рекордсмены по тайным знаниям и способам их зашифровки.  Психологи и психотерапевты — люди, обладающие тайным знанием :)). Тамплиеры, масоны, секретное мировое правительство... Все обладают секретным тайным знанием. Примечательно, что о содержании этих тайных знаний почему-то хорошо осведомлен тот, кто про них рассказывает. Авторы нашумевшего магического по содержанию фильма "Секрет" уже названием своим намекали на тайное знание, и в самом начале прямо заявили, что они им владеют и сейчас откроют слушателям.

Эклектика. Магическое мышление современного человека (в отличие от человека прошлых эпох) очень эклектично. Карма уживается с торсионными полями, шаманские практики — с христианским постом, современная фармакология — с гомеопатией, современные психотерапевтические практики — с религиозной философией. Я уже видел объявления в стиле «психотерапевт, таролог, рунолог» (т. е. он использует в своей практике карты Таро и руны, причем действительно разбавляет ими обычную психотерапевтическую работу). Нет целостного мировоззрения, есть масса верований, техник и приемов, надерганных из различных систем по принципу «мне нравится» или «оно так работает».

Вера в наличие чудесного спасителя-мага. Им может быть кто угодно — от психолога до сотрудников ЖКХ, которые вот вдруг возьмут и начнут добросовестно исполнять свои обязанности (как по волшебству, без наших усилий). Психотерапевт Д.Бьюженталь написал про эту очарованность, желание поверить в мага-волшебника в психотерапии: «Несколько лет назад один молодой человек, живущий на другом конце континента, написал мне о том воздействии, которое оказала на него моя книга, и о своих надеждах на изменение и рост. Мы обменялись несколькими письмами, а затем он прислал мне письмо, где сообщил, что собирается в Лос-Анджелес и хочет встретиться со мной. Мы договорились о времени его визита в мой офис... Войдя ко мне, молодой человек с порога сказал, что предполагает бросить работу и переехать, чтобы проходить у меня терапию. Но уже через пятнадцать минут он расплакался. Он плакал от того, что разочаровался во мне. Я имею в виду, что он разочаровался во мне как в человеке...». Очарованность чем-либо и кем-либо неизбежно приводит к разочарованности.

Но наибольшей силой обладают все-таки «чудесные спасители» - колдуны, маги, гадалки. Если человек не видит способов решения своих проблем, то он, в силу второй великой веры магического мышления, считает, что их нет. А раз их нет, то следует обратиться к тем людям, которые обращаются за помощью к силам, находящимся вне пределов нашего обыденного познания.

Главное идея магического мышления: этот мир управляем и предсказуем, я — значимая часть этого мира и способен управлять частью реальности посредством мысли и некоторых ритуалов (магии). Если моих сил не хватает, то можно обратиться к людям, которые обладают большими, чем я, силами, чтобы они решили мне и за меня эту проблему. За стенами данных установок прячется дикий, хаотичный и до конца никогда не предсказуемый мир. Мир, в котором нет всемогущества, всесильных фигур, мир ограничений и самоограничений.

Я нередко встречал людей с таким мышлением во время работы. Они в своих мыслях нередко наделяют психолога некими могущественными силами и ждут, когда же он скажет волшебные слова, после которых все станет ясно и понятно, и все переживания уйдут. «Но вы же психолог и я же плачу вам деньги!» - говорит клиент, если начинает понимать, что чуда не будет, и что перед ним — живой человек, а не шаман. А чуда — хочется. Ведь сущность чуда в контексте самопомощи — это когда происходит нечто очень хорошее для тебя, но без твоих усилий. Ну, в крайнем случае — при помощи силы мысли и какого-нибудь ритуала или мантры.

Магифренический синдром

Магифренический синдром (магифрения) — психическое расстройство, нарушение психической адаптации, при котором в мышлении начинают преобладать идеи и представления магического содержания, противоречащие научным представлениям.

Магифрения является массовым явлением и широко распространена в обществе. Выражались сомнения в правомерности выделения классификации на основании содержания болезненных идей, а не клинико-психопатологических признаков, однако в социальной психиатрии выделение такого понятия полезно, так как имеются важные общие закономерности возникновения, развития и распространения магифрении. Высказывались также оценки, что «пандемия оккультизма» наносит существенный ущерб обществу и что предупреждение «массовой магифренизации населения» является одной из важных задач охраны общественного здоровья.

Клиническая картина

На непатологическом (психологическом) уровне магическое мышление имеет характер стойкого заблуждения. Оно может быть также способом переработки стресса. На клиническом уровне развития заболевания магифрения становится психопатологическим явлениям, приобретая характер сверхценных либо доминирующих идей, которые крайне трудно поддаются коррекции в связи с их высокой эмоциональной насыщенностью и тесной связью с патологически изменённой личностью.

Развитие магифрении начинает определять поведение, установки и весь уклад жизни больного. Он начинает посещать колдунов, экстрасенсов, астрологов, целителей и подобных им деятелей, строить жизнь по их рекомендациям. Может развиться болезненное отношение к здоровью, проявляющееся в самоизнурении различными диетами, физическими и психическими тренировками, имеющими иррациональный характер. Некоторые фанатично погружаются в мир различных эзотерических учений либо становятся участниками сект и НРД.

Больные выпадают из обычной жизни — как личной, так и общественной, зачастую бросают семью, теряют работу, становятся участниками или жертвами противоправных действий своих наставников. Кроме того, «помощь» знахарей и других оккультных деятелей часто приносит тяжёлый вред здоровью по причине отказа от своевременной медицинской помощи.

Основными диагностическими критериями магифрении при отсутствии слабоумия и заболеваний психотического спектра являются:

Расстройство мышления в форме сверхценных (доминирующих, бредоподобных) идей мистического содержания:
— эмоциональная насыщенность мистических убеждений,
— полное или почти полное отсутствие критики к ним.

Резкое сужение круга интересов за пределами доминирующей идеи, а также социальных контактов, которые ограничиваются разделяющими эти идеи лицами.

Изменение привычного жизненного стереотипа.

Причины заболевания

К числу предпосылок возникновения магифренического синдрома относятся:

Стрессы социальных изменений — дистрессы, связанные с радикальными и масштабными переменами в жизни общества, способными вызвать дезадаптацию у отдельных людей, социальных групп и даже в обществе в целом.

Тенденция к иррациональному восприятию действительности и переходу к архаическим формам мышления, связанная с переходом от тоталитарной идеологии к демократической и кардинальными изменениями в картине мира за короткий промежуток времени.

Образование в обществе «экзистенциального вакуума» — утрата смыслообразующих ценностей, вследствие потери позиций догматической идеологией материализма. При этом новых идеалов и символов не возникло, что привело к резкому повышению интереса ко всему иррациональному и мистическому.

Эти предпосылки могут реализоваться и перейти в стадию заболевания под влиянием криминальных факторов (мошенничество под видом оказания той или иной помощи людям — в укреплении здоровья или лечении болезней, в решении разнообразных личных и социально-бытовых проблем). Разнообразные ясновидящие, гадалки, колдуны, экстрасенсы, маги, астрологи, и бо́льшая часть «народных целителей» приписывают себе необыкновенные способности, якобы основывающиеся на «неизвестных науке явлениях», и активно убеждают людей в их существовании.

Факторы риска

Развитию магифренического синдрома могут способствовать следующие особенности личности:

полученное в детстве авторитарное воспитание
низкая самооценка;
гипертрофированная потребность в самоутверждении;
ограниченные способности к анализу и самоанализу;
преобладание невротических механизмов психологической защиты с ригидной гиперкомпенсацией и фиксацией на одной идее;
зависимые, истерические и тревожные акцентуации личности.

Носителями и распространителями магифрении являются также психически больные, имеющие соответствующую, «магическую», фабулу бреда в составе основного заболевания. Однако они могут оказывать влияние на здоровых людей, только тогда, когда их начинают использовать в преступных целях или в рамках деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов.

Откуда берётся мистический опыт

Источник: Ричард Докинз | Наука (https://vk.com/richard_dawkins_sam_harries), 09.10.2016г.

Ощущение «сверхъестественного» возникает при отключении мозговых тормозов.

Мистический опыт можно описать по-разному: кто-то чувствует присутствие неких высших сил, кому-то открывается высшее знание, у кого-то меняется восприятие и т. д. У кого-то «мистика» случается в больнице, в палате интенсивной терапии, кого-то странные видения посещают при погружении в медитативный транс. (Уточним, что мы говорим не о клинических расстройствах, вроде шизофрении – при мистическом опыте человек понимает, что с ним случилось нечто необъяснимое, выходящее за пределы разумения.)

Так или иначе, даже если сделать все возможные поправки на субъективность таких переживаний и на многозначность самого понятия «мистический», нечто общее в подобных случаях есть – а это значит, что здесь существует какая-то общая физиология. То есть такие странные переживания, скорее всего, сопровождаются сходными реакциями в мозге.

Нейробиологические гипотезы, объясняющие мистический опыт, обычно делятся на две части: одни говорят, что в мозге существует некий генератор трансцендентного – особая зона, которая, активируясь, дарит нам некие странные переживания, другие же утверждают, что всё дело не столько в конкретной зоне, сколько в том, что в мозге не слишком хорошо работает система торможения.

Здесь следует напомнить, что работа нервной системы в целом выглядит как чередование волн возбуждения и торможения. Для того, чтобы согнуть руку, нужно возбудить группу мышц-сгибателей и затормозить группу мышц-разгибателей, а для того, чтобы отрегулировать мышечную силу, нужно вовремя погасить возбуждение в тех нейронах, которые побуждают мышцу сокращаться. То же самое происходит и в эмоциях, и в мышлении. Для того, чтобы унять нейрон, генерирующий возбуждающий сигнал, должен включиться другой нейрон – ингибиторный, или нейрон торможения, который, активировавшись сам, подавит активность возбудительного нейрона.

Иными словами, торможение – не просто «отключение мозга», как может показаться. При торможении мозг работает, как и работал, просто теперь в нём активируются другие нервные пути. И, если эти самые пути вдруг сломаются, если их активность упадёт, то нервной системе грозит перевозбуждение, что может проявляться и в неправильной работе мышц, и в эмоциональной нестабильности, и вообще в поведении.

Вернёмся к гипотезам, объясняющим мистический опыт. Джордан Графман (Jordan Grafman) из Северо-Западного университета вместе с коллегами из других научно-медицинских центров США и Новой Зеландии проанализировал состояние мозга у почти полутора сотен ветеранов Вьетнамской войны. Все они проходили психологические тесты до того, как их отправляли в места боевых действий, и после возвращения оттуда.

Некоторые из солдат получили травмы мозга, и многие из них вдруг стали видеть членов своей семьи, которых на самом деле не было рядом, а то и слышать слова, исходящие, как они говорили, от некоего высшего существа. Мистический опыт оценивали по специальной шкале (оказывается, есть и такая). Результаты психологических тестов подкреплялись результатами компьютерной томографии мозга.

В статье в Neuropsychologia авторы пишут, что самые сильные трансцендентные переживания случались у тех, у кого были повреждены лобные и височные доли мозга, причём особенно это касалось дорсолатеральной префронтальной коры – если травма затрагивала её, то в большинстве случаев можно было ожидать мистических откровений.

Дорсолатеральная префронтальная кора генерирует тормозящие импульсы, о которых шла речь выше; то есть, с определённой долей уверенности можно утверждать, что именно отказ «тормозных систем» мозга отрывает нам «двери восприятия». Лобные доли отвечают за массу всего, от мышечного контроля до памяти и речи, так что они вполне могут создать нечто сложное и мистическое – конечно, если им не мешать.

По мнению нейробиологов, «тормозные колодки» (то есть дорсолатеральная префронтальная кора) помогают выстроить сложное объяснение наблюдаемым феноменам, причины которых неочевидны и которые проще всего списать на вмешательство сверхъестественных сил.

В пользу нового исследования говорит сравнительно большое число участников, а также то, что у них анализировали психологическое состояние как до, так и после травмы. Но ведь мистические явления начинаются не только из-за сотрясения мозга?

Здесь можно вспомнить статью 2012 года нейрофизиологов из британского Имперского лондонского колледжа, которые изучали влияние псилоцибина на психику: оказалось, что он не стимулирует, а, наоборот, угнетает нервные пути – в частности, те, что отвечают за дозирование и координацию информационных потоков. Конечно, у некоторых людей встреча с непостижимым случается вообще без каких-либо усилий с их стороны – что ж, в таких случаях, вероятно, всё упирается в генетические особенности, из-за которых тормозящие нейроны работают не в полную силу.

Заметим, что исследователи не оценивают, насколько истинны открывающиеся перед мистическими визионерами картины мироздания – речь идёт лишь о том, чтобы описать некий феномен, описать его нейробиологический механизм. При желании всё можно объяснить сверхъестественной силой, которая отключает нейронные тормоза своему избраннику – как известно, плюс любой веры в том, что с её помощью можно объяснить что угодно и как угодно.

Материалы по теме:
И.В.Латыпов "Религиозное (догматическое) сознание"
И.В.Латыпов "Мифологическое сознание"
Десять самых экзотических религий. Культ карго — религия самолетопоклонников
Бытие определяет сознание... Что такое примитивное сознание дикаря? Психология религии
Религиозная аддикция как вид нехимической зависимости
Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей
П.Б. Ганнушкин "Сладострастие, жестокость и религия"
Церковная магия: причащение, крещение, воцерковление
Ричард Докинз. Религия как побочный результат инстинктивного дуализма
Сэм Харрис "Вера и безумие"
Warrax "Вера — что это такое?"
Гумницкий Григорий Николаевич. Вера в свете разума

Раздел "Толпа" сайта "Русколань":
Баннер раздела "Толпа"

 

К началу страницы
 



РУСКОЛАНЬ